Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 362702-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии" (далее - Проект) разработан в целях совершенствования разграничения полномочий между различными органами публичной власти в сфере ветеринарии, устранения отдельных недостатков законодательства в сфере ветеринарии, выявленных правоприменительной практикой, а также снижения административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в указанной сфере общественных отношений.
Проектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Статья 1 Проекта предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), которые призваны:
1) четко сформулировать перечень полномочий Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере ветеринарии;
2) предусмотреть передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере ветеринарии с одновременным закреплением механизмов федерального контроля за осуществлением переданных полномочий.
Так, в частности, предусматривается, что назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере переданных полномочий осуществляется по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, а отстранение от должности указанного должностного лица осуществляется только при наличии согласия названного федерального органа исполнительной власти.
Кроме того, закрепляется возможность принятия на федеральном уровне решения о введении карантина на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) своевременных действий по введению карантина.
Учитывая, что Проектом предусматривается передача федеральных полномочий на региональный уровень публичной власти, закрепляется положение о том, что реализация указанных полномочий осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций;
3) регламентировать формы участия Российской Федерации в решении органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов предупреждения и ликвидации особо опасных и карантинных болезней животных.
Предусматривается утверждение на федеральном уровне национального плана противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных. В данный план должны включаться противоэпизоотические мероприятия против карантинных и особо опасных болезней животных, требующие применения биологических, химических и иных препаратов для диагностики, профилактики и ликвидации указанных болезней животных. Препараты, необходимые для осуществления предусмотренных национальным планом мероприятий, поставляются за счет средств федерального бюджета, а их применение обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) уточнить порядок введения ограничительных мероприятий (карантина), а также установления требования к содержанию решения о введении карантина, в котором должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который вводятся ограничительные мероприятия;
5) исключить из Закона о ветеринарии упоминание о необходимости осуществления ветеринарного надзора при строительстве животноводческих предприятий, что обеспечит реализацию общего принципа законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому контроль соблюдения при строительстве обязательных требований, в том числе и ветеринарных, осуществляется в рамках государственного строительного надзора.
Статьей 2 Проекта предусмотрены изменения в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предлагается конкретизировать полномочия по предметам совместного ведения, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств региональных бюджетов, посредством отнесения к таким полномочиям полномочия по организации предоставления ветеринарных услуг, что обусловлено необходимостью согласования указанного Федерального закона с изменениями, предлагаемыми статьей 1 Проекта.
Статьей 3 Проекта предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предлагается расширить перечень видов деятельности, начало осуществления которых носит уведомительный характер, за счет отнесения к таким видам деятельности животноводства, предоставления отдельных услуг в области животноводства, производства мяса и мясопродуктов и их хранение, а также ветеринарной деятельности. При этом предлагается дополнить указанный Федеральный закон нормой, в силу которой уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности может направляется в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в настоящее время - только в федеральный орган исполнительной власти), если это предусмотрено федеральными законами. Данные изменения необходимы в целях обеспечения согласования положений указанного Федерального закона с изменениями, вносимыми статьей 1 Проекта в Закон о ветеринарии.
Принятие Проекта будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в области ветеринарии, установлению четкого разграничения полномочия в сфере ветеринарии между различными органами публичной власти, более эффективной реализации государственной политики в указанной сфере общественных отношений, а также будет способствовать снижению необоснованных административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере ветеринарии.
Учитывая, что реализация рассматриваемого Проекта потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, предусматривается вступление Проекта в силу с 1 января 2011 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии" предусматривается передача для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующих полномочий:
1) установление и отмена карантина в пределах территории субъекта Российской Федерации;
2) проведение мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта Российской Федерации;
3) учет уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по животноводству, предоставлению отдельных услуг в области животноводства, производству мяса и мясопродуктов и их хранению, ветеринарной деятельности;
4) осуществление ветеринарного надзора, за исключением осуществления ветеринарного надзора на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности;
5) проведение обследований предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, на предмет соответствия ветеринарным требованиям государств или групп государств, в которые поставляется продукция животного происхождения, производимая на указанных предприятиях, и ведение реестров предприятий, соответствующих указанным требованиям;
6) лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных за исключением деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами для животных.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии" не потребует дополнительных ассигнований за счет средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, будет осуществляться за счет сокращения финансирования Россельхознадзора по расходным статьям, предусмотренным в настоящее время на осуществление передаваемых полномочий.
При этом общий объем средств, необходимых для осуществления передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий рассчитывается исходя из следующего.
1. В части переданного полномочия по установлению и отмены карантина в пределах территории субъекта Российской Федерации отдельных субвенции из федерального бюджета не требуются, поскольку в настоящее время указанное полномочие осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных учреждений субъекта Российской Федерации и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта Российской Федерации гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
2. В части переданного полномочия по осуществлению ветеринарного надзора, за исключением осуществления ветеринарного надзора на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности размер субвенций из федерального бюджета за счет сокращения бюджетных ассигнований Россельхознадзора на осуществление данного полномочия составит 118429,2 тысяч рублей.
3. В части переданного полномочия по осуществлению проведения мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта Российской Федерации размер субвенций из федерального бюджета за счет сокращения бюджетных ассигнований Россельхознадзора на осуществление данного полномочия составит 19 500,0 тыс.руб.
4. В части переданного полномочия по осуществлению проведения обследований предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, на предмет соответствия ветеринарным требованиям государств или групп государств, в которые поставляется продукция животного происхождения, производимая на указанных предприятиях, и ведение реестров предприятий, соответствующих указанным требованиям, размер субвенций из федерального бюджета за счет сокращения бюджетных ассигнований Россельхознадзора на осуществление данного полномочия составит 6186,6 тыс. рублей
5. В части переданного полномочия по осуществлению лицензирования фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных за исключением деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами для животных, размер субвенций из федерального бюджета за счет сокращения бюджетных ассигнований Россельхознадзора на осуществление данного полномочия составит 7954,2 тыс. рублей.
Таким образом, передача полномочий Российской Федерации в области ветеринарии органам государственной власти субъектов Российской Федерации потребует предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 152 076,0 тыс.рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
2. Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 830 "О Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.