Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 363823-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является защита здоровья населения и окружающей среды от негативного воздействия отходов, образующихся в результате жизнедеятельности человека, а также совершенствование методов экономического регулирования и стимулирования в области обращения с отходами.
В настоящее время на территории России свалки мусора занимают 2 тысячи квадратных километров, что составляет территорию равную по площади территории двум таким городам как Москва, и каждый год под мусорные свалки требуется еще 100 квадратных километров. Особенно это актуально для больших городов.
Проблемы экологии, образование несанкционированных свалок становится одной из острых проблем не только на территории Московской области, но и на территории других субъектов федерации, которые являются не только местом проживания, но и местом отдыха жителей областей и жителей крупных городов.
С принятием в 2003 году Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" у органов местного самоуправления появились новые дополнительные полномочия. Одним из таких полномочий является обязанность по организации в проведении регулярных уборок территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз отходов производства и потребления с целью их утилизации и обезвреживания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "131-ФЗ"
В бюджетах субъектов федерации и бюджетах органов местного самоуправления не учитываются расходы, связанные с проведением работ по ликвидации уже существующих несанкционированных свалок мусора. Требуется отдельная строка расходов в бюджетах на ликвидацию вышеуказанной проблемы.
До сих пор органы местного самоуправления пользуются нормативами, которые были рекомендованы Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденным заместителем Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды еще в 1999 году и определяющие количество мусора, который образуется в результате жизнедеятельности среднестатистического гражданина. Так в жилищно-коммунальном хозяйстве предусматривается среднегодовая норма образования и накопления отходов 350-450 кг или 1,2 - 1,5 на человека.
Именно этот норматив определяет финансовое и техническое состояние специализированных хозяйств, износ техники которых нередко составляет более 80-85%. При этом в данный норматив не включена бытовая техника вышедшая из строя, старая мебель, различного рода разовые упаковки, строительный мусор и трава с дачных участков.
Практика показывает, что для того, чтобы специализированные предприятия по уборке и переработке мусора могли эффективно работать и своевременно обновлять свою производственную базу, данный расчетный норматив в настоящее время должен быть увеличен минимум до 2,3 - 2,4 на одного человека в год и законодательно закреплен не только на областном, но и на федеральном уровне.
Вместе с тем, большинство граждан, являющихся собственниками жилых домов, еще с советских времен привыкли, что уборка и содержание прилегающей к жилому дому территории со стороны дорог, улиц, вывоз мусора, а также оплата за данную услугу должны осуществляться из местного бюджета, а не из кармана собственника жилого помещения. Но данное явление ставит их в привилегированное положение по отношению к собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в городе. Внесение изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" позволит устранить данный пробел в законодательстве.
Законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ новой нормой, которая устанавливает обязанность платить за вывоз бытовых отходов собственников жилых домов наравне с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах в городе.
Внесение изменений в статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ужесточение наказание за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, что, несомненно, заставит граждан более ответственно относиться к выполнению установленных санитарных и технических правил, норм и регламентов по сохранению экологии.
В настоящее время многие граждане приобрели дома и земельные участки, на которых они расположены в деревнях, селах и используют их сезонно, т.е. в весенне-осенний период как дачи. В остальное время, данное жилье не эксплуатируется, вокруг таких домов образуются свалки мусора, и никто не несет ответственности за санитарное состояние таких объектов. Администрации местных органов власти не могут заставить таких владельцев домов платить за уборку и вывоз мусора, т.к. они не являются жителями данного населенного пункта.
Десятки тысяч садоводческих и дачных кооперативов сегодня фактически не заключают договора по вывозу мусора. Даже те кооперативы, с которыми такие договора заключены, выполняются формально. В лучшем случае заключается минимальный договор по вывозу двух - трех контейнеров, в которые складируют мусор жители ста и более садовых участков. Необходимо законодательно определить обоснованные нормативы по оборудованию площадок по сбору мусора для данной категории производителей бытовых и других отходов.
Еще хуже ситуация с гаражно-строительными кооперативами, которые вообще выпадают из договорных отношений. Здесь кроме бытового мусора большую опасность для окружающей среды представляют отработанные масла, использованные запасные части и резина от автомобилей, попадающие в значительном количестве на прилегающие территории и акватории.
Внесение изменений в статью 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" позволит органам местного самоуправления более качественно решать данную проблему.
Законопроект также предусматривает возможность применения методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды", что позволит сделать экономически выгодной деятельность по переработке отходов.
Таким образом, принятие указанного законопроекта позволит снизить негативное воздействие отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.