Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364094-5 "О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации" разработан в целях обеспечения гарантий соблюдения прав ребенка - гражданина Российской Федерации при его усыновлении (удочерении) иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Рост трагических случаев с российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами или лицами без гражданства, ставит на повестку дня вопросы, связанные с ужесточением порядка усыновления детей иностранцами и апатридами. Так, по данным МВД РФ, за период с 1994 по 2004 годы из России на усыновление за границу были вывезены более 45 тыс. детей. Непосредственно по США, где уже отмечено 15 случаев насильственной смерти детей, усыновленных в Российской Федерации, можно отметить, что в 2009 году Россия заняла третье место (после Китая и Эфиопии) в списке государств, где жители США чаще всего находят приемных детей. По имеющимся данным, 82% всех европейских усыновлений детей до 6 лет и 69% детей от 6 до 11 лет было совершено из российских и румынских детдомов.
Причиной столь высокой популярности усыновления российских детей иностранцами является достаточно мягкий правовой режим процедур усыновления иностранцами, лицами без гражданства в сравнении с более жесткими условиями усыновления, чем в собственной стране. Так, например, в Нидерландах усыновление разрешается только женатым парам с брачным стажем не менее пяти лет. В Испании лицо, усыновляющее ребенка, должно быть не моложе 25 лет. Кроме того, само число детей, оставшихся без попечения родителей, в странах, которые принято называть развитыми, значительно меньше. Другой причиной роста усыновлений иностранцами наших детей является большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых по официальным данным более 700 000 человек. При этом Россию покидают в основном здоровые дети, число детей-инвалидов среди усыновленных составляет всего около 2,5%.
Между тем Конвенция ООН о правах ребенка признает усыновление детей иностранными гражданами (лицами без гражданства) только в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным". Этот принцип был воспринят и в специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года.
В свете вышеизложенного проектом предлагается предусмотреть в качестве одного из требований для усыновления (удочерения) иностранным гражданином или лицом без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, соблюдение усыновителем условий международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей, заключенного с государством, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - государством, в котором это лицо имеет постоянное место жительства).
Данная законодательная норма позволит в рамках положений Конвенции о правах ребенка применять меры международно-правового уровня по предоставлению необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также по предупреждению, выявлению, сообщению, передаче на рассмотрение, расследованию, лечению в связи со случаями жестокого обращения с ребенком.
Международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии со статьей 21 Конвенции о правах ребенка государства-участники обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны; содействуют в необходимых случаях достижению целей указанной статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями и органами. Таким образом, указанная Конвенция отводит международным договорам в области усыновления детей роль правовых документов, на базе которых договорившиеся стороны наряду с применением отечественных законодательств регулируют вопросы усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Кроме того, включение в статью 124 Семейного кодекса Российской Федерации положений о соблюдении требований международных договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей в качестве одного из условий усыновления иностранными гражданами (лицами без гражданства) российских детей позволит ускорить работу по заключению указанных договоров с целью дальнейшего использования международных механизмов защиты прав детей, включая проверку и проведение контроля за условиями их содержания в другом государстве.
В контексте рассматриваемого проекта предлагается внести изменение уточняющего характера и в статью 165 Семейного кодекса Российской Федерации, которым предусмотреть обязательность соблюдения требований международных договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей при усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами (лицами без гражданства) детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации" потребует внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.