Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364100-5 "О внесении изменений в статьи 25.1 и 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предмет и задачи деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяет Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Концепция регулирования данного Федерального закона основана на использовании термина "законы", не разделяя данное общее понятие на виды действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов данного уровня - федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следующим образом определяет предмет надзора органов прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Правовая формула "законы, действующие на территории Российской Федерации" содержательно воспроизводит положения ряда статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76), с учетом которых приведенное понятие подразумевает федеральные законы, имеющие согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации прямое действие на всей ее территории.
Изучение сложившейся практики прокурорского реагирования, а также инициированных органами прокуратуры судебных процессов по делам, возникающим из публичных правоотношений, показывает, что содержание и исполнение Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предполагает деятельность органов прокуратуры только по надзору за исполнением федеральных законов.
Между тем единство правового пространства Российской Федерации предполагает соблюдение установленной статьей 76 Конституции Российской Федерации иерархической соподчиненности нормативных правовых актов: как верховенство федерального закона по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, так и верховенство закона субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Федерации, что проистекает из положения части 6 статьи 76 Конституции, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует последний.
Кроме того, как следует из положений статей 18 и 45 Конституции России, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации являются неотъемлемой частью механизма законодательного обеспечения прав и свобод граждан. Таким образом, государственная защита прав и свобод граждан должна обеспечиваться в равной мере независимо от того, федеральным или региональным законом предусматривается или конкретизируется то или иное право гражданина.
Следовательно, прокурор, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, должен обеспечивать равные условия государственного контроля и защиты законов как федерального, так и регионального уровня в соответствии с конституционно определенной соподчиненностью, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, содержащихся и в федеральных, и в региональных законах, по привлечению к юридической ответственности лиц, нарушивших не только федеральный закон, но и закон субъекта Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом новация направлена на корректировку концепции прокурорского надзора в части более расширительного толкования понятия "законы" путем включения в них конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации.
Законодательная реализация данной новеллы направлена на защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности и единства правового пространства на территории Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, предусматривающих расходование средств федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.