Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 353946-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона устанавливает административную ответственность за нарушения положений федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - закон о торговле).
Необходимость во введении административной ответственности за нарушения законодательства о регулировании торговли обусловлена тем, что нарушения его норм не подпадают под имеющиеся нормы (например, действия, указанные в ст. 13 закона о торговле не являясь согласованными, не подпадают под ст. 14.32 КоАП, и в то же время не образуют недобросовестной конкуренции (ст. 14.33 КоАП). Ответственность устанавливается за нарушения закона о торговле (в частности, поэтому не конкретизируется состав участников того или иного правонарушения - торговая сеть, поставщик, муниципальное или государственное учреждение, указанное в ст. 15 закона о торговле). Ответственность несут только те участники, для которых обязанность или запрет установлена непосредственно законом о торговле.
Часть 1 предлагаемой статьи 14.39 устанавливает ответственность за включение в договор поставки условий, включение которых запрещено каким-либо положением закона о торговле (т.е. само наличие запрещенного условия в договоре влечет административную ответственность, вне зависимости от того, навязано оно или нет).
В то же время, ряд недобросовестных практик не связан с включением запрещенных условий в договор (например, навязывание услуг, создание ограничений доступа на рынок). Состав правонарушения, охватывающий действия, запрещенные законом о торговле, не связанные с включением условий в договор, предлагается частью 4 статьи 14.39. Данный состав распространяется также на действия лиц и организаций, исполняющих функции органов государственной власти, нарушивших требования статьи 15 закона о торговле, поскольку такие лица и организации являются хозяйствующими субъектами.
В частности, пункт "з" ч. 1 статьи 13 закона запрещает навязывание условий о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров - под этот пункт подпадает навязывание услуг (ч. 11 ст. 9), так как их оплата составляет затраты, не связанные с исполнением договора поставки.
Часть 2 статьи 14.39 устанавливает ответственность за непредставление информации.
Те обстоятельства, что речь в ч. 1 и 2 ст. 9 закона о торговле идет о предоставлении информации одним субъектом предпринимательской деятельности другому, и эти отношения урегулированы ГК, не препятствует установлению административной ответственности за непредставление информации - например, аналогичная ответственность субъектов предпринимательской деятельности за непредставление информации, предусмотренной законом "О рынке ценных бумаг" установлена в ст. 15.19 КоАП.
Административная ответственность за непредставление информации, предусмотренной ч. 1 и 2 закона о торговле согласно ч. 2 ст. 14.39 КоАП возможна, если лицо одновременно не разместило информацию на сайте и не представило ее по запросу (поскольку ч. 1 и 2 ст. 9 закона о торговле позволяет выбрать хозяйствующему субъекту способ предоставления информации). Нет состава правонарушения, если информация предоставлена на сайте, либо отсутствуя на сайте представлена по запросу.
Частью 3 статьи 14.39 КоАП предлагается установить ответственность за незаконное приобретение дополнительных площадей торговых объектов. Данное правонарушение выделено в особую норму, поскольку в отличие от иных нарушений, распространяется не на отношения торговой сети и поставщика, а на отношения торговой сети и лиц, у которых торговая сеть приобретает дополнительные площади торговых объектов.
Часть 5 ст. 14.39 законопроекта устанавливает ответственность за неоднократное включение в договор запрещенных условий и антимонопольных правил, не связанных с включением в договор запрещенных условий в виде применения штрафа от оборота в отношении хозяйствующего субъекта, допустившего повторные нарушения конкуренции как в виде включения в договор запрещенных условий, так и запрещенных действий, не связанных с договорными практиками (воспрепятствование доступу на рынок, создание дискриминационных условий и т.п.). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП повторность совершения правонарушения является отягчающим ответственность обстоятельством, с учетом чего и вводится штраф от оборота (при этом штраф в размере стоимости услуги в санкции упоминается для применения в случаях навязывания услуг). Этот состав является квалифицированным и вводится как мера ответственности в отношении субъектов, пренебрегающих неоднократно свободой конкуренции.
Производство по делу об административных правонарушениях в сфере государственного регулирования торговой деятельности в РФ относится проектом федерального закона к полномочию антимонопольного органа, поскольку подавляющее большинство из рассматриваемых нарушений представляет собой нарушения законодательства именно о защите конкуренции
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.