Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364426-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение) подписано в городе Луанде 26 июня 2009 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 848-р.
Соглашение подготовлено на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства.
3. Сохранение за каждой договаривающейся стороной права в соответствии со своим законодательством определять отрасли экономики, в которых деятельность иностранных инвесторов исключается или ограничивается.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет капиталовложениям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях или любом международном соглашении, ведущем к созданию таких союзов или образований, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
4. Гарантия защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой и адекватной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение компенсации в случае нанесения ущерба их капиталовложениям, в частности вследствие войны, вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения.
5. Обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех своих налоговых и иных обязательств, предусмотренных законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
6. Применение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Соглашение имеет ряд отличий от положений упомянутого российского типового соглашения, не носящие принципиального характера.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Соглашения каждая договаривающаяся сторона может ограничивать переводы платежей в соответствии со своим законодательством. Однако такие ограничения должны применяться на недискриминационной основе.
2. Предусматривается возможность выхода каждой из договаривающихся сторон в одностороннем порядке из Соглашения при наступлении коренного изменения обстоятельств в соответствии с положениями статьи 62 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Существующая редакция пункта 5 статьи 13 Соглашения является компромиссом, поскольку изначально ангольская сторона настаивала на безусловной возможности денонсации Соглашения в любой момент.
3. По согласованию сторон, ряд дополнительных вопросов оформлен в виде Протокола к Соглашению, который является неотъемлемой частью указанного Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 Протокола к Соглашению, несмотря на то, что в статье 3 Соглашения устанавливается, что его действие распространяется на капиталовложения, осуществленные после вступления Соглашения в силу, предусматривается применение положений Соглашения к капиталовложениям, уже осуществленным акционерным обществом "Алроса" на территории Республики Ангола. Такое положение включено по настоянию российской стороны, поскольку к моменту согласования текста Соглашения указанная российская компания являлась единственным значимым российским инвестором в Анголе. В то же время в связи с военными действиями, имевшими место на территории Республики Анголы в прошлом, ангольская сторона не могла пойти на фиксирование в тексте Соглашения применения его положений в целом к капиталовложениям, которые были осуществлены до его вступления в силу. Таким образом, пункт 1 Протокола к Соглашению является результатом компромисса между сторонами.
Кроме того, пунктом 2 Протокола к соглашению зафиксировано, что положения пункта 6 статьи 5 Соглашения в отношении обязательств, принятых по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, будут применяться договаривающимися сторонами после присоединения России к Всемирной торговой организации.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством, и касающиеся предоставления инвесторам и их капиталовложениям режима наибольшего благоприятствования, определения условий, размера и порядка выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия капиталовложений и возмещения ущерба.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к негативным финансово-экономическим последствиям. Вместе с тем в случае экспроприации (национализации) капиталовложений ангольских инвесторов или нанесения им иного ущерба предусмотрена компенсация, которая при условии своевременной выплаты не превышает стоимость экспроприируемых капиталовложений. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не выполняет закрепленные в Соглашении обязательства перед ангольскими инвесторами. Такие же обязательства принимает на себя Правительство Республики Ангола. Кроме того, в случае разрешения споров между сторонами в третейском суде предусматривается оплата сторонами судебных издержек.
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения не повлекут необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Применение Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Ангола.
Финансово-экономическое обоснование ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений не предусматривают расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Вместе с тем финансовые обязательства государства могут возникнуть в случае экспроприации (национализации) капиталовложений ангольских инвесторов или нанесения им иного ущерба. При этом Российская Федерация будет обязана выплатить компенсацию, которая при условии своевременной выплаты не превышает стоимость экспроприируемых капиталовложений или капиталовложений, которым нанесен ущерб. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не выполняет закрепленные в Соглашении обязательства перед ангольскими инвесторами. Аналогичные обязательства принимает на себя Правительство Республики Ангола. Кроме того, в случае разрешения споров между сторонами в третейском суде предусматривается оплата сторонами судебных издержек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.