Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364428-5 "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 11 марта 2008 г. N 394 и Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2008 г. N СИ-П4-2257.
Воздушный кодекс Российской Федерации устанавливая правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, подразделяет авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную (статья 20). При этом к государственной авиации относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач (статья 22).
Таким образом, подразделения государственной авиации имеются в составе Минобороны России, ФСБ России, МЧС России, МВД России и ФТС России.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны.
В связи с этим Минобороны России выступает генеральным заказчиком авиационной техники государственной авиации (в том числе и для нужд ФСБ России, МЧС России, МВД России и ФТС России) и определяет порядок ее допуска к эксплуатации.
Такой порядок создания и допуска к эксплуатации авиационной техники для нужд государственной авиации изначально предполагает, что новая авиационная техника в первую очередь и в основной своей массе (типоряду) разрабатывается для решения задач обороны Российской Федерации, без учета должным образом специфики деятельности других федеральных органов исполнительной власти.
Военная авиация, состоящая из авиации Военно-воздушных сил (дальняя авиация, фронтовая авиация, армейская авиация, военно-транспортная авиация), авиации Военно-Морского Флота, авиации Воздушно-десантных войск, авиации Ракетных войск стратегического назначения находится в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Применение подразделений государственной авиации ФСБ России, МВД России, МЧС России и ФТС России осуществляется, в основном, в мирное время и требует использования авиационной техники специального назначения со специальным оборудованием, не предназначенным для решения задач в сфере обороны.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в статьи 22 и 36 Кодекса и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" изменения, которые направлены на правовое оформление сложившейся практики и на создание в рамках "государственной авиации" двух самостоятельных видов авиации: "государственная военная авиация" (Минобороны России) и "государственная авиация специального назначения" (ФСБ России, МЧС России, МВД России, ФТС России).
Кроме того, законопроектом предлагается отнести определение порядка допуска к эксплуатации государственных воздушных судов к компетенции Правительства Российской Федерации.
Законодательное разграничение указанных видов государственной авиации обусловлено спецификой осуществления различными федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций и позволит на практике:
1) получать соответствующим федеральным органам исполнительной власти прямое финансирование на закупку и эксплуатацию авиационной техники специального назначения, минуя Минобороны России;
2) упростить порядок создания (модификации, модернизации) авиационной техники специального назначения, принятия ее на вооружение исходя из задач, решаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с возложением на эти органы функций генерального заказчика авиационной техники специального назначения;
3) определить особенности порядка допуска к эксплуатации воздушных судов государственной военной авиации и воздушных судов государственной авиации специального назначения, входящих в состав государственной авиации.
Поскольку иные правоотношения в сфере государственной авиации, урегулированные Воздушным кодексом Российской Федерации, приемлемы как для государственной военной авиации, так и для государственной авиации специального назначения, каких-либо иных изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации вносить не предполагается.
Значение законопроекта заключается в учете специфики задач, решаемых с помощью государственной авиации в различных видах государственной службы, при правовом регулировании отношений в области развития авиации.
Принятие законопроекта будет способствовать упорядочению государственного регулирования деятельности в области государственной авиации, а также оптимизации процесса создания и допуска к эксплуатации государственных воздушных судов (авиационной техники специального назначения), предназначенных для решения задач федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе подразделения государственной авиации специального назначения.
В целях реализации федерального закона потребуется издание постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка допуска к эксплуатации государственных воздушных судов".
Кроме того, предполагается разработать отдельные положения о порядке создания авиационной техники военного назначения и о порядке создания авиационной техники специального назначения, поскольку это вызвано различными требованиями, предъявляемыми к созданию авиационной техники, исходя из ее целевого предназначения.
В связи с этим вступление в силу федерального закона предусматривается по истечение 90 дней со дня его официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации"
Вступление федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" в силу не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.