Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 368794-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с решением жилищных проблем граждан"
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект направлен на совершенствование регулирования некоторых аспектов, связанных с решением жилищных проблем граждан.
Проектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов.
Так, изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предлагается расширить перечень направлений, на которые могут быть израсходованы средства материнского (семейного) капитала, закрепив возможность их направления, в том числе на приобретение строительных материалов для строительства жилого помещения, а также зафиксировать возможность для семей, которые заключили кредитные договоры (договоры займа), предусматривающие использование заёмных средств на приобретение строительных материалов для строительства жилого помещения, по 31 декабря 2010 года, воспользоваться правом на распоряжение средствами материнского капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, направив указанные средства в счёт погашения основного долга и уплату процентов по этим кредитам или займам.
Изменениями в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" предлагается:
предусмотреть возможность участия в жилищных накопительных кооперативах наряду с гражданами также и юридических лиц. Посредством участия в приобретении (строительстве) жилых помещений для своих работников, юридические лица также будут вовлечены в отношения, связанные с решением жилищных проблем граждан;
расширить перечень объектов жилищных прав, призванных удовлетворить жилищные потребности участников кооперативов, предусмотрев возможность приобретения ими не только квартиры или жилого дома, но и иных жилых помещений, относящихся к таковым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (части жилого дома, части квартиры, комнаты);
упростить процедуру исключения члена кооператива из кооператива, предусмотрев положения, согласно которым исключение члена кооператива из кооператива осуществляется на основании решения общего собрания членов кооператива;
дополнить закон положениями, определяющими источники финансирования текущей деятельности кооператива. Действующей редакцией Федерального закона определены только источники финансирования деятельности кооператива, связанной с приобретением или строительством им жилых помещений. Обозначенные изменения позволят привлечь к финансированию текущей деятельности кооперативов крупные строительные организации, заинтересованные в сбыте жилья, а также исключить перекладывание расходов по содержанию кооператива на членов кооператива;
установить нормы, предоставляющие кооперативам право закрепить в своих уставах положения, предусматривающие возможность выплаты выбывшему члену кооператива или другим имеющим право на пай лицам в трёхдневный срок со дня прекращения членства в кооперативе сумм внесённых паенакоплений, при условии, что это не повлечёт нарушения нормативов оценки финансовой устойчивости кооператива. Действующая редакция Федерального закона императивно закрепляет, что действительная стоимость пая выплачивается выбывшему члену кооператива только после окончания финансового года. Данная норма существенно снижает привлекательность кооперативов. Предлагаемая же новация позволит, во-первых, определить дополнительные гарантии прав членов жилищных накопительных кооперативов, во-вторых, повысить привлекательность кооперативов;
изменить установленный предел стоимости приобретения прав на строящиеся в порядке долевого участия жилые помещения и стоимости строящихся кооперативами жилых помещений по отношению к стоимости имущества кооперативов с двадцати до пятидесяти процентов, расширив тем самым возможности кооперативов по достижению их уставных целей. В результате кооперативы смогут вкладывать в 2,5 раза больше средств в строительство жилья, обеспечивая своим членам более низкую цену его приобретения, учитывая тот факт, что цена "строящегося" жилья ниже цены "готового";
предоставить возможность кооперативам самим, непосредственно в уставах и формах участия в деятельности кооперативов, определять минимальный срок внесения членом кооператива части паевого взноса, после внесения которой возникает право на приобретение или строительство кооперативом жилого помещения для члена кооператива, исключив норму о том, что этот срок не может быть менее двух лет. Указанное обусловлено необходимостью защиты внесённых членом кооператива паевых взносов от инфляции. Действующей редакцией Федерального закона предусматривается право кооператива приобрести жильё для своего пайщика не ранее чем через два года после того, как он вступил в кооператив. Всё это время деньги члена кооператива должны находиться на счёте, в результате чего они значительно обесцениваются;
увеличить срок внесения членами кооператива оставшейся части паевого взноса, предоставив право кооперативу самостоятельно в формах участия в деятельности кооператива определять с соблюдением нормативов финансовой устойчивости срок внесения оставшейся части паевого взноса. Действующая редакция закона жёстко определяет отношение срока внесения оставшейся части паевого взноса к сроку накопления паевого взноса соотношением 1,5 к 1. То есть в случаях, когда члены кооператива могут единовременно внести половину стоимости квартиры, оставшуюся часть они обязаны внести не позднее чем через 1,5 месяца, что реально выполнить невозможно. В связи с этим и предлагается уточнить соответствующую норму.
В целом рассматриваемый законопроект призван стимулировать вступление в жилищные накопительные кооперативы и обеспечить более эффективное решение жилищных проблем граждан.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с решением жилищных проблем граждан"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с решением жилищных проблем граждан" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование отсутствовало при внесении законопроекта в Государственную Думу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.