Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 367703-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - проект) направлен на совершенствование порядка исполнения судебным приставом-исполнителем судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
Аналогичные положения также содержатся в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (часть 9 статьи 36).
Вместе с тем, у правоприменителей отсутствует однозначное толкование того, какие действия должника являются уклонением от исполнения постановления о назначении административного наказания.
В КоАП РФ предусмотрены добровольные сроки исполнения должником судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении. Статьей 32.2 КоАП РФ лицу, привлеченному к административной ответственности, предоставляется тридцатидневный срок для исполнения в добровольном порядке постановления об административном штрафе со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Таким образом, неисполнение должником постановления о назначении административного наказания может быть истолковано как уклонение от исполнения постановления о назначении административного наказания, а возбуждение исполнительного производства органом принудительного исполнения по постановлению об административном штрафе может быть критерием "уклонения" от исполнения соответствующих обязательств должником.
Вместе с тем, согласно разъяснению, которое дал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 24 октября 2006 г. N 115 при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2 - 4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении года со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо было произведено не полностью.
Такая позиция негативно сказывается на исполнении судебным приставом-исполнителем указанных исполнительных документов.
На практике судебные приставы сталкиваются с тем, что истекает срок давности и им приходится возвращать частично исполненный или неисполненный полностью исполнительный документ.
В этой связи ставится под сомнение такой принцип юридической ответственности как неотвратимость административного наказания.
В 2009 году количество исполнительных производств, оконченных судебным приставом-исполнителем в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении), составило 1 480 222 (на сумму 1 794 583 тыс. руб.).
С учетом изложенного в проекте предлагается внести изменения в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях и об исполнительном производстве, предусмотрев, что течение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания прерывается также в случае возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства. При этом в проекте предусмотрено, что исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня окончания исполнительного производства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.