Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364994-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г. и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г."
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г. и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г." (далее - законопроект) имеет целью выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее положений Конвенции и Протокола к ней с учетом содержащихся в законопроекте заявлений, отражающих специфику применения этих документов по некоторым вопросам.
В основу Конвенции положен унифицированный международный режим обеспечения приоритета прав кредиторов и инвесторов по обстоятельствам, связанным с приобретением, финансированием производства, предоставлением во владение и использованием авиационных объектов, а также повышение международного уровня защиты прав кредиторов по сравнению с национальными законодательствами.
С этой целью Конвенция вводит в юридический оборот понятие международной гарантии, которая после регистрации в Международном регистре позволяет кредитору (владельцу) использовать ряд специальных способов защиты своих прав на авиационные объекты и снизить уровень риска сделок с ними.
В случае невыполнения должником (лизингополучателем) своих обязательств по договору, Конвенция дает право продавцу воздушных судов или лизингодателю прекратить его действие, вступить во владение авиационным объектом или установить над ним контроль. Кроме этого, для кредитора предусмотрена возможность добиваться дерегистрации воздушного судна и его вывоза, в том числе за границу.
Существенным способом защиты прав кредитора является внесудебный порядок их реализации, что повышает оперативность мер по принятию авиационного объекта во владение, его продаже или передаче в лизинг и т.д.
Для получения максимальной выгоды от участия в Конвенции присоединяющееся государство имеет возможность сделать заявления по реализации ряда ее положений (статья 56). В соответствии с этим в законопроекте предусмотрены заявления Российской Федерации, определяющие приоритет требований кредиторов на ее территории перед международными гарантиями в случаях банкротства, приоритет права на арест и задержание авиационного объекта по национальному законодательству, способы защиты прав кредитора в случаях несостоятельности должника, в том числе во внесудебном порядке.
Следует отметить, что Конвенция содержит ряд иных правил, чем предусмотренные российским законодательством (статьи 8, 9 и 10 Конвенции: способы правовой защиты залогодержателя, передача права собственности на заложенный авиационный объект по решению суда, возможность продавца вступить во владение объектом). В связи с этим на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах" Конвенция и Протокол к ней подлежат ратификации.
При этом Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором определены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Минюст России отмечает, что содержание законопроекта не противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международной практике по вопросам, относящимся к предмету относящимся к предмету Конвенции, и законодательству Российской Федерации.
Законопроект направлен на создание необходимых условий для вхождения Российской Федерации в международную систему обеспечения приоритета вещных прав владельцев воздушных судов при осуществлении сделок с ними. При этом обеспечительный механизм Конвенции применим как к международным, так и к внутренним сделкам с участием российских лиц.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции и применение ее норм позволит отечественным авиапроизводителям, авиационным и лизинговым компаниям использовать экономические преимущества, заложенные в принципах и механизмах Конвенции по обеспечению прав кредиторов, создаст благоприятные возможности для экспорта российской авиатехники. Так, российские производители авиационной техники получат возможность привлекать у зарубежных коммерческих банков финансирование для поддержки продаж на более выгодных условиях, соответствующих международной практике. Это позволит существенно уменьшить финансовую нагрузку на российские авиастроительные предприятия и лизинговые компании, а также повысить конкурентоспособность отечественной авиационной техники за счет снижения ее стоимости и размера лизинговых платежей авиакомпаний.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г. и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г."
Принятие проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г. и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г." и реализация этого закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г. и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г."
Принятие проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г. и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования от 16 ноября 2001 г." и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.