Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 372032-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время государственное регулирование тарифов в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов). Положения Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) применяются к отношениям в области регулирования цен (тарифов) в части, не урегулированной вышеназванным Федеральным законом.
Закон о государственном регулировании тарифов содержит важнейшие принципы и определяет общую методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепляет полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Действующей редакцией Закона об электроэнергетике ряд указанных положений урегулирован не в полном объеме. Кроме того, ряд положений действующей редакции Закона об электроэнергетике не отвечает сложившейся в действительности экономической ситуации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и положениям Федерального закона от 04.11.2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" Закон о государственном регулировании тарифов прекращает свое действие с 1 января 2011 года.
В этой связи, для целей обеспечения дальнейшего функционирования системы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики необходимо внесение ряда изменений в Закон об электроэнергетике, а также в Федеральный закон от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 36-ФЗ).
Предлагаемые изменения в Закон об электроэнергетике направлены на формирование в рамках указанного закона блока статей, определяющих принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов), а также полномочия органов государственной власти в сфере тарифного регулирования, по аналогии с нормами Закона о государственном регулировании тарифов. В рамках указанного блока предполагается сохранение действующих норм Закона об электроэнергетике по вопросам методологии регулирования цен (тарифов) (в частности, в части применения долгосрочных методов регулирования, особенностей регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, на максимально доступную генерирующую мощность, особенностей введения регулирования в условиях отсутствия или ограничения конкуренции), а также решение следующих задач.
1. Регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению. Определение основ регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, предполагается в рамках Закона об электроэнергетике и Федерального закона N 36-ФЗ.
В первую очередь, представляется целесообразной корректировка норм Федерального закона N 36-ФЗ, определяющих порядок заключения в ценовых зонах оптового рынка производителями электрической энергии (мощности) договоров с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями, к числу потребителей которых относится население) для целей поставки электроэнергии (мощности) населению, а также по решению Правительства Российской Федерации, иным категориям потребителей. Так, предлагается закрепить, что указанные договоры заключаются на срок не менее одного года со сроком вступления в силу с 1 января соответствующего года. При этом, объем электроэнергии (мощности), поставляемой по указанным договорам определяется исходя из планового прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы. Оплата электроэнергии (мощности), поставляемой по указанным договорам, должна осуществляться по регулируемым ценам (тарифам).
В рамках Закона об электроэнергетики необходимо предусмотреть регулирование цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) поставляемую по указанным договорам, цен (тарифов) и их предельных уровней на электрическую энергию, поставляемую населению, порядок формирования указанных предельных уровней (аналогичный действующему в соответствии с Законом о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию). Полномочия по установлению предельных уровней тарифов для населения предполагается закрепить за федеральным органом в области регулирования тарифов, установление конечных тарифов на электроэнергию, поставляемую населению - за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
2. Сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на территориях не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.
В соответствии с Законом об электроэнергетике Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня и изменению границ зон оптового рынка - территорий, в границах которых происходит формирование равновесной цены оптового рынка (ценовые зоны оптового рынка). В настоящее время на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в силу экономических и технологических причин не сформирован конкурентный рынок электроэнергии (мощности), в связи с чем, предпосылки для прекращения на указанных территориях государственного регулирования цен (тарифов) отсутствуют.
Для решения данной задачи необходимо внесение изменений в Федеральный закон N 36-ФЗ в части закрепления норм о сохранении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также в Закон об электроэнергетике, в части распределения полномочий по установлению цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), поставляемую на указанных территориях, и их предельных уровней между органами государственной власти федерального и регионального уровня.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.