Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143847-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"" (в части налогового стимулирования инновационной деятельности)
Досье на проект федерального закона
Пункт 1 статьи 1 законопроекта в качестве стимулирования инновационной деятельности, развития инновационных отраслей и стимулирования расширения научной деятельности в созданных ранее научных организациях (в том числе и с государственным участием), трансфера (передачи) технологий инновационным предприятиям, не обязательно находящихся в технико-внедренческих зонах, в условиях ограниченных средств для финансирования научных исследований и инновационной деятельности как со стороны государства, так и со стороны коммерческого сектора, предлагает снижение ставки единого социального налога для научных организаций и инновационных предприятий. Вместе с тем, снижение ставки единого социального налога не должно лишать работников, занятых в научных организациях и инновационных предприятий, социального и обязательного медицинского страхования. Поэтому законопроект предполагает снижение ставки единого социального налога до 15,5% для работодателей - научных организаций и инновационных предприятий, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Учитывая, что уплату взносов на обязательное пенсионное страхование эти лица будут производить в общем порядке (включая принятие уплаченных сумм к вычету при исчислении ЕСН), общая сумма единого социального налога, подлежащая уплате в бюджет, для них будет равна 1,5 %, из которых 1% подлежит зачислению в фонд социального страхования, 0,1% - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 0,4% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В связи с этим потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 25.11.2008 г. N 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 25.11.2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 25.11.2008 г. N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Законопроектом предлагается исключить из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования. Дело в том, что, безвозмездные перечисления на науку и научную деятельность, полученные налогоплательщиками не от физических лиц и организаций, включенных в специальные перечни, и не из указанных в действующей редакции статьи 251 части второй Налогового кодекса РФ фондов, образуют объект налогообложения по налогу на прибыль, что не может положительным образом сказываться на стимулировании развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Законопроектом предусматривается снятие ограничений на перечень средств, полученных на финансирование научной деятельности, и исключение их из объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций. Кроме того, проект закона исключает из объекта налогообложения по налогу на прибыль также средства, полученные фондами поддержки научных исследований и образовательной деятельности, что позволит аккумулировать средства частных инвесторов и направлять их на поддержку инноваций. Законопроектом предусматривается освобождение от обложения налогом на прибыль у организаций-доноров средств и имущества, переданных ими на научно-исследовательские и образовательные цели, а также на финансирование фондов поддержки научных исследований и (или) образовательной деятельности. В совокупности эти меры позволят существенно увеличить финансирование научных исследований за счет частных инвесторов, что эквивалентно расширению спроса на результаты научных исследований в особенности в фундаментальных науках.
Пунктами 7-10 статьи 1 настоящего законопроекта предлагается сократить некоторые ограничения для организаций, желающих применять упрощённую систему налогообложения, в частности:
- повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощённой системы налогообложения для инновационных малых предприятий - до 200 млн. рублей;
- снятие ограничений на субъектный состав учредителей, акционеров научной организации и инновационного предприятия;
- снижение ставки налога с 6 % до 3 % в рамках упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15 % до 5 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов - для всех инновационных малых предприятий.
- введение открытого перечня расходов для тех налогоплательщиков, которые используют систему "доходы минус расходы".
Целью пунктов 11-12 статьи 1 настоящего законопроекта является предоставление льготы по уплате налога на имущество и земельного налога организациям высшего образования и науки в отношении имущества и земельных участков, используемых ими в целях научной и образовательной деятельности, а также предполагает освобождение от уплаты налога на имущество по имуществу, используемому иными организациями в целях научно-исследовательской деятельности, и освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские. В целях стимулирования научной деятельности во всех организациях науки независимо от формы собственности, а также с целью упрощения межбюджетных расчетов целесообразно восстановить действовавшую до 1 января 2004 года льготу по налогу на имущество организаций, и действовавшую до 1 января 2005 года льготу по земельному налогу, для организаций науки. Поскольку научно-исследовательская деятельность осуществляется как в организациях науки, так и в системе высшего образования, то льготы должны распространяться и на высшие учебные заведения. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности в организациях, где научная и образовательная деятельность не является основной, целесообразно освобождение от уплаты налога имущества, непосредственно используемого для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские, и от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские. Выпадающие доходы местных бюджетов, возникающие при принятии указанной нормы, предлагается компенсировать местным бюджетам из федерального бюджета.
Возмещение выпадающих доходов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предусмотрено в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.