Заключение Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 143847-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, И.Д. Грачевым, Н.В. Левичевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В законопроекте предусматривается внесение в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменений в части установления с 1 октября 2008 г. пониженной ставки единого социального налога для научных и инновационных организаций.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" глава 24 Кодекса утратила силу с 1 января 2010 г.
В законопроекте предлагается дополнить подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса абзацем, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и имущества, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности научных организаций, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", либо на ведение уставной деятельности фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, и (или) образовательной деятельности, где осуществление научной и (или) научно-технической деятельности и (или) образовательной деятельности является основным видом деятельности.
Следует отметить, что согласно абзацу тринадцатому подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса доходы в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
В законопроекте также предлагается внести в статью 346.12 Кодекса изменения, касающиеся увеличения предельных размеров доходов для научных организаций и (или) инновационных организаций, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", по достижении которых указанные организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения.
Установленные предельные размеры доходов являются оптимальными для применения упрощенной системы налогообложения и их увеличение может привести к уменьшению поступлений налогов, уплачиваемых в соответствии с общим режимом налогообложения.
В законопроекте предусматриваются льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу организациям высшего образования, научным организациям, зарегистрированным в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", что повлечет уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако источники компенсации выпадающих доходов не определяются.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
С учетом указанных положений статей 372 и 387 Кодекса вопрос о предоставлении организациям высшего образования и научным организациям льгот по уплате налога на имущество организаций и земельного налога при необходимости может быть решен соответственно на региональном и местном уровнях.
Следует также отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение "инновационная организация", в связи с чем невозможно определить круг организаций, на которые будут распространяться положения законопроекта.
Кроме того, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" не установлен порядок регистрации научных организаций.
На основании изложенного законопроект в представленной редакции не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.