Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 374800-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предлагается внести ряд изменений в указанный Федеральный закон в целях устранения пробелов правового регулирования и решения других проблем, выявившихся в ходе практической работы с обращениями граждан. Предлагаемые изменения направлены на создание дополнительных условий для действительно свободной реализации гражданами права на обращение, о которой говорится в статье 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Часть 2 статьи 3 Федерального закона дополняется словом "реализация" в целях уточнения оснований для установления субъектами Российской Федерации дополнительных гарантий права граждан на обращение.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона уточняется в части адресата устных обращений, поскольку с устным обращением гражданин обращается прежде всего к должностному лицу, а не в государственный, муниципальный орган в целом.
Статью 4 Федерального закона предлагается дополнить определением понятия коллективного обращения, которое включает в себя также обращение, принятое на публичном мероприятии. Соответственно статья 10 Федерального закона дополняется пунктом 5, определяющим адресата ответа на коллективное обращение.
Статья 5 Федерального закона дополняется правом гражданина на возвращение ему прилагавшихся к обращению документов, поскольку граждане нередко обращаются с такими просьбами, но не всегда находят понимание и получают эти документы.
Часть 3 статьи 7 Федерального закона предлагается изложить в новой редакции с целью уточнить возможность направления гражданами обращений посредством телеграфа, факсимильной связи, электронной почты, а также путем вручения обращений непосредственно должностным лицам при проведении ими публичных мероприятий с участием населения.
Дополнение статьи 8 и взаимосвязанные изменения в части 3 статьи 8 и пункте 5 части 1 статьи 10 Федерального закона вносятся с целью регламентации порядка рассмотрения обращений гражданина одного и того же содержания, адресованного в несколько органов и нескольким должностным лицам, в том числе в орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Согласно действующей редакции частей 3 и 4 статьи 8 Федерального закона предусмотрено направление обращения на рассмотрение в иные компетентные органы даже тогда, когда гражданин сам туда обратился. Предлагается предусмотреть возможность "некомпетентного" органа или должностного лица, при уведомлении об этом гражданина, оставить без рассмотрения обращение, если из обращения видно, что его копия или аналогичное обращение одновременно направлено гражданином на рассмотрение в "компетентные" органы.
Пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона дополняется с целью уточнения результатов рассмотрения обращений - полное или частичное удовлетворение изложенных просьб, требований с принятием мер по восстановлению нарушенных прав либо признание обращения необоснованным. Такая регламентация необходима для более четкого анализа результатов рассмотрения обращений и оценки эффективности этой работы, а также для исключения направления гражданам формальных, неопределенных, "уклончивых" ответов.
Дополнительно предлагаемые к включению в статью 10 Федерального закона пункты 6 и 7 обязывают должностных лиц, рассмотревших обращение и признавших его обоснованным, анализировать также причины нарушения прав и свобод гражданина и рассматривать вопрос о привлечении к ответственности должностного лица, допустившего заведомо необоснованное решение. Представляется также важной мерой компенсационного морального характера, направленной одновременно на повышение ответственности должностных лиц, принесение гражданину в необходимых случаях извинений в связи с допущенным нарушением его прав.
В целях усиления гарантий, обеспечивающих права граждан на справедливое судопроизводство и его доступность, в часть 2 статьи 11 Федерального закона предлагается внести два дополнения. Действующей редакцией указанной нормы предусмотрен императивный возврат гражданину без рассмотрения обращения, в котором обжалуется судебное решение. Проектом вводится альтернативная возможность направления такого обращения прокурору для рассмотрения и возможного направления в суд соответствующего представления (по гражданскому делу - если прокурор соответствующего уровня участвовал в судебном процессе). Также проектом предлагается дополнить часть 2 статьи 11 абзацем вторым с тем, чтобы обращение гражданина по вопросам организации работы суда не возвращалось заявителю, подобно обращению, в котором обжалуется судебное решение, а направлялось для рассмотрения председателю соответствующего либо вышестоящего суда, в иные органы судейского сообщества в соответствии с их компетенцией.
Статью 13 Федерального закона, определяющую порядок проведения личного приема граждан, предлагается дополнить:
обязанностью уполномоченного лица удостоверить факт принятия письменного обращения гражданина, если гражданин об этом просит и представил для этого второй экземпляр обращения. Такая практика широко распространена, но некоторыми должностными лицами все же не применяется в связи с отсутствием нормативного регулирования;
правом гражданина на прием непосредственно руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, если гражданин был принят не им, а уполномоченным лицом и мотивированно не согласен с результатами рассмотрения обращения. Данное предложение связано с фактами игнорирования руководителями некоторых государственных и муниципальных органов обязанностей по проведению личного приема граждан;
уточнением, что в судах личный прием по вопросам рассмотрения по существу конкретных дел и обжалования принятых по ним судебных решений не проводится. Таким образом снимается неопределенность относительно возможного содержания устных обращений граждан в органы судебной власти.
Статью 14 Федерального закона о контроле за соблюдением порядка рассмотрения обращений предлагается дополнить нормой о принятии государственными и муниципальными органами специальных нормативных актов о порядке рассмотрения обращений, в том числе о периодичности и перечне лиц, уполномоченных проводить личный прием граждан, о требованиях по регистрации обращений, об обязанностях должностных лиц по их рассмотрению, о мерах по устранению нарушений, обеспечению и надлежащей реализации прав и свобод граждан, если обращения признаются обоснованными, о порядке хранения и передачи в архив рассмотренных обращений. Это будет способствовать тому, чтобы работа по рассмотрению обращений носила системный характер, а контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений мог быть предметным и объективным.
Также статья 14 дополняется нормой об учете результативности и эффективности работы государственных и муниципальных служащих с обращениями граждан при оценке профессионального уровня служащего и принятии решений о поощрении служащего либо применении к нему дисциплинарного взыскания.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.