Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 375165-5 "О внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Экономика дальневосточных регионов в основном ориентирована на добычу и реализацию полезных ископаемых, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве незначительна. Рынок труда указанных регионов характеризуется низкой мобильностью трудовых ресурсов, недостатком квалифицированного персонала. Удаленность территорий Сибири и Дальнего Востока и неуправляемый рост инфляции приводят к тому, что себестоимость продукции, производимой предприятиями этого региона, растет, и продукция, произведенная здесь, становится неконкурентоспособной. Кроме того, с учетом удаленности этих регионов возникают дополнительные проблемы, в первую очередь связанные с ограниченностью доступа к единому энергетическому рынку. Другая проблема - несбалансированность транспортной инфраструктуры. Эти и другие причины не позволяют создать благоприятный инвестиционный климат в данных регионах.
На сегодняшний день многие предприятия гранильной отрасли работают неэффективно в условиях частного финансирования покупки алмазного сырья. Огранка алмазов не приносит высокую добавленную стоимость, как производство ювелирных изделий с бриллиантами. В итоге из-за малых объемов выпуска продукции и извлекаемой прибыли в развитие производства направляются небольшие инвестиции. Условия особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) предполагают привлечение заинтересованных инвесторов и значительное увеличение объемов производства. В случае принятия представленного федерального закона предположительно в ОЭЗ будет производиться огранка большей части алмазного сырья, а соответственно, увеличится добавленная стоимость при производстве ювелирных изделий с бриллиантами. Таким образом, создание ОЭЗ позволит создать благоприятный инвестиционный климат в гранильной и ювелирной отраслях.
Пунктом 2 части 5 статьи 4 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории ОЭЗ введен запрет на переработку полезных ископаемых. Этот запрет затрагивает прежде всего функционирование нефтедобывающих производств и газодобычи, так как данные производства и так являются высокодоходными, и распространяется на все полезные ископаемые. В итоге не учитываются интересы всех территорий Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих производств.
На территории Республики Саха (Якутия) добываются алмазы, золото, серебро, производятся ювелирные изделия.
Для развития обрабатывающих производств в северных регионах с использованием существующих преимуществ ОЭЗ необходимо снятие запрета на переработку отдельных видов полезных ископаемых на территории ОЭЗ, в первую очередь на огранку алмазов, обработку камнесамоцветного сырья.
При реализации сырых алмазов добавленная стоимость увеличивается не более чем на 5-10 процентов, в то время как при огранке алмазов и оправлении бриллиантов в ювелирные изделия добавленная стоимость увеличивается многократно.
Таким образом, основную прибыль получают не там, где добывают сырье, а там, где его перерабатывают и фактически продают готовые изделия потребителям.
Самой эффективной мерой, способствующей сохранению и развитию алмазогранильной и ювелирной отрасли России и укреплению конкурентных позиций российский производителей на мировом рынке, должно стать решение о возможности создания особых экономических зон промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ ППТ) для алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности по аналогии с ОЭЗ в Китае, Таиланде, Объединенных Арабских Эмиратах, Индии и других странах.
В этой связи предлагается внести изменение в пункт 2 части 5 статьи 4 указанного федерального закона, снимающее запрет на обработку алмазов на территории особых экономических зон.
Согласно части 1 статьи 10 указанного федерального закона резидент промышленно-производственной зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности, то есть закон не позволяет резиденту заниматься иной деятельностью на территории ОЭЗ. Предприятие закупает алмазное сырье для огранки, но в составе партии присутствует нерентабельное для обработки на территории Российской Федерации алмазное сырье. У предприятия возникает необходимость в реализации нерентабельного алмазного сырья. В настоящее время закон не позволяет резиденту ОЭЗ реализовывать сырье.
В этой связи предлагается внести изменение в часть 1 статьи 10 указанного федерального закона, разрешающее резиденту ОЭЗ ППТ реализацию алмазного сырья, нерентабельного для обработки на данном предприятии.
Период осуществления Гохраном России государственного контроля за оборотом драгоценных камней и таможенного оформления экспортных и импортных сделок приводит к увеличению сроков оборота финансовых средств гранильных предприятий более чем в два раза.
В этой связи государственный контроль при ввозе и вывозе драгоценных камней и бриллиантов предлагается осуществлять на специализированном таможенном посту особой экономической зоны.
Финансово-экономическое обоснование проект федерального закона "о внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных экономических зонах в Российской Федерации"" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.