Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 379041-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) разработан с целью уточнения некоторых положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), регулирующих вопросы контроля за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, вопросы утверждения федеральных стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также статус органа по контролю (надзору).
1. Переходными положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности), в частности пунктом 8 статьи 233, предусмотрено, что арбитражные управляющие, утвержденные в деле о банкротстве и не соответствующие требованиям, установленным Законом о несостоятельности, подлежат отстранению арбитражным судом по заявлению органа по контролю (надзору) до 1 января 2010 года. При этом до даты их отстранения орган по контролю (надзору) осуществлял контроль при осуществлении деятельности арбитражных управляющих за соблюдением ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проводил проверки деятельности арбитражных управляющих, обращался в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражных управляющих от исполнения возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве в случае выявления нарушения ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указанные арбитражные управляющие, являясь индивидуальными предпринимателями, не являлись членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В отношении данных лиц имелась необходимость применения положений о непосредственном контроле их деятельности со стороны органа по контролю (надзору) с целью недопущения злоупотреблений с их стороны.
В связи с тем, что данная функция органа по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих утратила свою актуальность, необходимо уточнить статус органа по контролю (надзору), предусмотренный статьей 2 Закона о несостоятельности, исключив функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих.
2. В статье 16 Закона о несостоятельности предусмотрено утверждение федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих (далее - федеральные стандарты). При этом статьей 26.1 Закона о несостоятельности предусмотрены полномочия национального объединения по разработке федеральных стандартов, в том числе в части:
порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов;
подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов;
анализа финансового состояния должника;
подготовки отчетов арбитражного управляющего;
проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих.
Таким образом, фактически Законом о несостоятельности предусмотрена разработка не только федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих, но и федеральных стандартов деятельности саморегулируемых организаций. В этой связи законопроектом предлагается устранить терминологическую неточность, предусмотрев, что федеральными стандартами может регулироваться как деятельность арбитражных управляющих, так и саморегулируемых организаций.
3. Статьей 45 Закона о несостоятельности установлено, что в случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена лицами, участвующими в деле о банкротстве в установленные сроки, арбитражный суд обращается в орган по контролю (надзору), который в течение семи рабочих дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить в порядке, установленном регулирующим органом, представление кандидатуры арбитражного управляющего другой саморегулируемой организацией арбитражных управляющих из числа саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
При этом статьей 45 Закона о несостоятельности лицам, участвующим в деле о банкротстве, предоставлен ряд возможностей для обращения с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего из числа членов иных саморегулируемых организаций. Если указанными лицами не заявлены соответствующие ходатайства, это свидетельствует о незаинтересованности в возбуждении производства по делу о банкротстве как кредиторов, так и самого должника. В этой связи представляется целесообразным прекращать дело о банкротстве в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Закона о несостоятельности, а указанную функцию органа по контролю (надзору) исключить как избыточную.
4. Пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена обязанность регулирующего органа утвердить нормативные правовые акты, направленные на создание Единого федерального реестра сведений о банкротстве, его формирование и обеспечение доступности содержащихся в нем сведений в полном объеме посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
В то же время разработка программно-аппаратных средств для обеспечения промышленной эксплуатации Единого федерального реестра сведений о банкротстве до настоящего времени не завершена, что делает невозможной исполнение данной обязанности регулирующим органом в течение установленного срока. В этой связи необходимо перенести срок утверждения указанных нормативных актов на 1 июля 2011 года.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу федеральных законов не требуются.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.