Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 379065-5 "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
В настоящее время часть 2 статьи 11 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации") устанавливает, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее - федеральный Уполномоченный) не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Данное ограничение связано с тем, что федеральный Уполномоченный при осуществлении защиты прав и свобод человека и гражданина не должен исходить из политических мотивов, не должен руководствоваться партийными интересами, не может быть связан решениями политических партий. То есть деятельность федерального Уполномоченного должна быть политически нейтральной.
Статья 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает возможность учреждения субъектами Российской Федерации должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, предусматривается возможность создания на региональном уровне правозащитного государственного органа, тождественного по своей правовой природе федеральному Уполномоченному.
Из единой правовой природы федерального Уполномоченного и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее - региональные уполномоченные) следует, что правовое регулирование статуса федерального Уполномоченного и региональных уполномоченных должно во многом совпадать.
Деятельность региональных уполномоченных по защите прав и свобод человека и гражданина будет более эффективной, если региональные уполномоченные будут политически нейтральны, как и федеральный Уполномоченный.
В то же время в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" ограничение прав граждан Российской Федерации на членство в политических партиях может быть установлено только на федеральном уровне.
Следовательно, в проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается установить норму, согласно которой региональные уполномоченные не вправе заниматься политической деятельностью, быть членами политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством в законопроекте предлагается установить запрет для региональных уполномоченных на занятие какой-либо оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.