Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 381558-5 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект закона направлен на устранение правового пробела при регулировании отношений между органами местного самоуправления и гражданами, проживающими в жилых помещениях, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и переданы органам местного самоуправления.
В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма предусмотрена только к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления.
Однако при приватизации государственных предприятий (изменении организационно-правовой формы, ликвидации) в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда и они подлежали передаче в ведение органов местного самоуправления. Таким образом, передаче подлежал весь жилищный фонд, это и жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, и иные жилые помещения. В силу каких-то причин жилые помещения не были приняты на баланс, а сложившиеся в силу закона отношения социального найма оформлены не были.
После вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации правовых оснований для урегулирования этих отношений не имеется.
Граждане, получившие жилье на законных основаниях по месту работы и для которых это жилье является единственным, не имеют правовых оснований для оформления с органами местного самоуправления отношений социального найма, а вследствие этого не могут зарегистрироваться в проживаемом жилье, а также не имеют правовых оснований для приватизации жилых помещений и обмена.
Данная проблема является актуальной для всех регионов России. Характерна она и для Ямало-Ненецкого автономного округа. Актуальность проблемы состоит еще и в том, что граждане, не имея законно оформленных отношений, не могут приватизировать жилое помещение и передавать его в зачет жилого помещения, получаемого по Программе переселения из районов Крайнего Севера.
На территории автономного округа предприятиями, ведущими освоение месторождений полуострова Ямал, был построен значительный объем жилья, которое находилось на балансе этих предприятий и распределялось работникам этих предприятий, прибывающим на Ямал из различных регионов страны, а также работникам социальной сферы населенных пунктов, обслуживающим работников этих предприятий. И в настоящее время многие граждане имеют в качестве документа на вселение в жилое помещение решение руководящих органов предприятия, решение профкома предприятия, иной документ о выделении занимаемого гражданином жилого помещения, но не документ, установленный законом.
В некоторых случаях граждане пытаются оформить отношения с органами местного самоуправления в судебном порядке через механизм приобретательной давности, предусмотренный гражданским законодательством. Но при этом возможно применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации только по договорам коммерческого найма.
Таким образом, для решения жилищных прав граждан необходимо дополнительное правовое регулирование и предлагаемые изменения направлены на совершенствование законодательных норм в сфере жилищных отношений. Предлагаемая редакция статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" подготовлена с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.