Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 379387-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" разработан в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. N ВП-П44-6пр и направлен на оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в части повышения "прозрачности" административных процедур, снижения административных барьеров для заявителей.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Изменения в части совершенствования процедур лицензирования и государственной аккредитации вносятся в статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". При этом Закон Российской Федерации "Об образовании" дополняется новой статьей 33.1, регулирующей вопросы государственной аккредитации.
Основные изменения в части лицензирования образовательной деятельности предусматривают следующее.
1. Исключается проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности.
2. Исключается возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы с сохранением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием.
3. Предусматривается предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности; выдача разрешения на реализацию новых образовательных программ, программ профессиональной подготовки, на осуществление образовательной деятельности в новом филиале или по адресу места осуществления образовательной деятельности, не указанному в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
4. Предусматривается сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии до 45 дней.
5. Предусматривается возможность взаимодействия между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств.
6. Предусматривается, что в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (лицензиатом).
7. Предусматривается проведение лицензирующим органом плановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии.
8. Предусматривается упорядочение системы мер, принимаемых при выявлении нарушений лицензионных требований или законодательства Российской Федерации в области образования.
Разработка законопроекта в части норм по лицензированию осуществлена с учетом особенностей лицензирования образовательной деятельности, что обусловливает необходимость дополнения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" положением об установлении особенностей лицензирования образовательной деятельности федеральными законами, регулирующими отношения в области образования.
Основные изменения в части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций предусматривают следующее.
1. Более четко устанавливается цель государственной аккредитации - установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования в образовательном учреждении или научной организации.
2. Предусматривается, что экспертиза осуществляется аккредитационными органами с привлечением аккредитованных экспертов.
3. Предусматривается, что государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением или научной организацией, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым отнесены образовательные программы, с учетом уровня (ступени) образования и присваиваемой квалификации (степени).
4. Исключается возмещение заявителем затрат на проведение государственной аккредитации с установлением государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения к свидетельству о государственной аккредитации, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги.
5. Предусматривается возможность взаимодействия между заявителем и аккредитационным органом, включая представление заявителем заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств.
6. Предусматривается формирование, ведение и использование федеральной и региональных информационных систем государственной аккредитации.
7. Предусматривается, что образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Сведения об общественной аккредитации рассматриваются аккредитационными органами при проведении государственной аккредитации.
Основные изменения в части подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях предусматривают следующее.
1. Исключается проведение экспертизы документа, представленного к подтверждению.
2. Исключается возмещение заявителем затрат на подтверждение документа с взиманием государственной пошлины за проставление апостиля, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги.
3. Предусматривается повышение территориальной доступности предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем передачи данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Предусматривается формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающего поиск информации о документах, представленных к подтверждению, и федеральной базы данных о проставленных апостилях.
Также законопроектом предлагается упорядочить законодательное регулирование подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем включения в Закон Российской Федерации "Об образовании" новой статьи 27.1, внесения изменений в статьи 28 и 28.1 указанного Закона, а также внесения изменений в статьи 23 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Изменения в части совершенствования процедур контроля качества образования связаны с тем, что проведение указанного контроля тесно взаимосвязано с вопросами государственной аккредитации. Контроль качества образования проводится аккредитационными органами и предусматривает принятие мер по приостановлению действия свидетельства о государственной аккредитации и лишению государственной аккредитации.
Указанные изменения вносятся в статью 38 Закона Российской Федерации "Об образовании". Изменения предусматривают упорядочение видов контроля качества образования, а также системы мер, принимаемых при выявлении нарушений.
Соответствующие изменения вносятся законопроектом в статьи 28 и 28.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Изменения предусматривают упорядочение сфер полномочий Российской Федерации и переданных полномочий по различным надзорно-контрольным функциям.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в статью 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на повышение ответственности лицензиатов за соблюдение лицензионных требований.
Кроме этого, вносятся изменения в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций.
В целях создания правовых оснований для реализации предлагаемого порядка финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в части возможности зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации государственной пошлины за совершение соответствующих юридически значимых действий, законопроектом предусмотрены изменения в пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 7 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Принятие Федерального закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета на финансирование исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, и полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по лицензированию образовательной деятельности (в части проведения эффективного лицензионного контроля, необходимого для обеспечения соблюдения лицензионных требований и условий), государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (в части проведения аккредитационной экспертизы и ведения информационных систем); а также по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставлению апостиля на таких документах, формированию и ведению федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и федеральной базы данных о проставленных апостилях.
Предусматривается, что источником финансового покрытия расходов средств федерального бюджета будет являться государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
"Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";
"Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
"Об утверждении Порядка подтверждения официальных документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 810 "О предоставлении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки полномочий на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации";
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования";
"О внесении изменений в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации";
"О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"
Расчетный объем бюджетных средств, необходимых для реализации проекта федерального закона:
тыс. руб.
|
Всего |
В том числе |
|
на федеральном уровне |
на уровне субъектов Российской Федерации |
||
|
|
|
|
Расчетные затраты в год |
|
|
|
Проведение лицензионного контроля |
636 571 |
123 224 |
513 347 |
Проведение аккредитационной экспертизы |
453 705 |
205 808 |
247 897 |
Подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях |
21 798 |
2 368 |
19 430 |
Итого |
1 112 075 |
331 401 |
780 674 |
Кроме того, расчетные единовременные затраты в 2011 году |
|
|
|
Проведение лицензионного контроля |
23 945 |
3 099 |
20 846 |
Проведение аккредитационной экспертизы |
10 892 |
3 944 |
6 949 |
Создание автоматизированной системы поддержки процессов оказания государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, создание федеральной базы данных о проставленных апостилях |
64 600 |
64 600 |
|
Итого |
99 437 |
71 643 |
27 794 |
Всего (с учетом единовременных затрат) |
1 211 512 |
403 043 |
808 468 |
Вышеуказанный объем средств определен исходя из необходимости финансирования за счет бюджетных средств:
- увеличения масштабов проведения лицензионного контроля;
- проведения экспертизы при государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
- подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
1. Проведение лицензионного контроля
Для исполнения полномочий по лицензионному контролю необходимо предусмотреть проведение:
- плановых проверок один раз в 6 лет в отношении каждого лицензиата (образовательного учреждения, научной организации, иной организации) и его филиала;
- внеплановых проверок исполнения предписаний.
Необходимость проведения плановых проверок один раз в 6 лет в отношении каждого лицензиата и его филиала обусловлена тем, что в предлагаемом варианте оптимизации предоставления государственных услуг лицензия на осуществление образовательной деятельности предоставляется бессрочно, в связи с чем в отношении лицензиата не проводится ни повторная выдача лицензии, ни продление срока действия лицензии. В настоящее время в системе образования лицензия на осуществление образовательной деятельности выдается на 6 лет. Повторное лицензирование, проводимое один раз 6 лет, является одной из форм контроля за соблюдением лицензионных требований и условий. Исключение повторного лицензирования обусловливает указанную выше периодичность плановых проверок.
Расчет затрат приведен в таблице 1.
Затраты на проведение лицензионного контроля на федеральном уровне
Расчетные трудозатраты на проведение проверок
Количество лицензиатов (образовательных учреждений, научных организаций) составляет 3 813; количество филиалов указанных образовательных учреждений, научных организаций - 1 017, общее количество образовательных учреждений, научных организаций и филиалов - 4 830.
Необходимость проведения плановых проверок один раз в 6 лет в отношении каждого лицензиата и его филиала потребует проведения 805 плановых проверок в год (4830/6). Количество внеплановых проверок исполнения предписаний составляет 3% от числа плановых проверок, то есть 24 проверки.
Общее количество проверок в рамках лицензионного контроля составляет 829 (805+24).
В настоящее время в Рособрнадзоре в рамках выполнения функции по лицензионному контролю проводятся 80 плановых проверок. Количество проверок, которое должно быть проведено, учитывая указанное число проводимых проверок (80), составляет 749 (829-80).
В связи с необходимостью проверки реальной возможности соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий целесообразно проводить проверки в выездной форме. Трудозатраты одного государственного гражданского служащего на проведение одной проверки, включая время на подготовку и оформление результатов проверки, составляет 62 часа. Проверки проводятся 1-2 государственными гражданскими служащими, соответственно, среднее число государственных гражданских служащих, осуществляющих проведение одной проверки, составляет 1,4 чел. Необходимое время на проведение 749 проверок составляет 65 026,2 часов (749*1,4*62).
Дополнительная потребность штатной численности государственных гражданских служащих, необходимой для проведения 749 проверок в год, составляет 33 человека (65 026,2 / 1987, где 1987 часов - годовой фонд рабочего времени по данным производственного календаря).
Расчетные финансовые затраты на проведение проверок
Затраты на проведение одной проверки включают в себя расходы на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих и на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов.
Затраты на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих включают в себя расходы на оплату труда; расходы на проезд и проживание в период проведения проверки; расходы на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы, общехозяйственные нужды.
Расходы на оплату труда рассчитаны исходя из объема расходов на заработную плату в Рособрнадзоре. По данным бюджетной росписи на 2010 год указанный объем расходов составляет 99 827,64 тыс. руб. (на 246 чел.), таким образом средняя заработная плата в год в расчете на одного государственного гражданского служащего составляет 405,8 тыс. руб.
Расходы на оплату труда составляют 17 971,4 тыс. руб., в том числе:
заработная плата - 13 391,5 тыс. руб. (33*405,8, где 405,8 - средняя заработная плата в год государственного гражданского служащего);
начисления к заработной плате - 4 579,9 тыс. руб. (13 391,5*0,342, где 0,342 - тариф страховых взносов).
Расходы на командирование государственных гражданских служащих рассчитаны исходя из числа проверок (749) и составляют 17 197,0 тыс. руб. Указанные расходы рассчитаны согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работниками организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" и включают в себя выплату суточных в размере 100 руб., расходов по найму жилого помещения в размере 550 руб. и средней стоимости проезда при командировании 12 500 руб. (средняя стоимость проезда определена исходя из данных о командировании государственных гражданских служащих Рособрнадзора в 2009 году). Среднее число дней командирования составляет 6.
Расходы на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы, общехозяйственные нужды составляют 1 805,1 тыс. руб. (54,7 тыс. руб. в расчете на 1 чел.). Указанные расходы рассчитаны исходя из данных о приходящихся на одного государственного гражданского служащего бюджетных ассигнованиях в Рособрнадзоре, отнесенных на соответствующие расходы при планировании бюджета на 2010 год (13 456,2 тыс. руб. / 246 чел. = 54,7 тыс. руб.).
Общие затраты на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих составляют 36 973,6 тыс. руб., расходы на обеспечение деятельности одного государственного гражданского служащего составляют 1 120,4 тыс. руб.
Затраты на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов включают в себя расходы на оплату труда экспертов и расходы на проезд и проживание экспертов в период проведения проверки.
Расходы на оплату труда экспертов рассчитаны исходя из следующих данных:
количество проверок - 749;
часовая ставка оплаты - 330 руб. (по аналогии с размером ставки почасовой оплаты работ членам экспертных советов Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 374 "Об оплате работ за участие в заседаниях экспертных советов членам экспертных советов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации);
количество экспертов, привлекаемых к одной проверке, - 4,1 чел.;
среднее количество часов на проведение экспертизы одним экспертом в ходе одной проверки - 12.
Расходы на оплату труда экспертов:
оплата труда экспертов на одну проверку - 16,2 тыс. руб. (0,33*4,1*12);
начисления на оплату труда - 3,8 тыс. руб. (16,2*0,231, где 0,231 - тариф страховых взносов).
Расходы на оплату труда экспертов составляют 61 376,6 тыс. руб. ((16,2+3,8)*749).
Расходы на проезд и проживание экспертов во время проверок рассчитаны исходя из числа проверок (749) и составляют 24 874,3 тыс. руб. Указанные расходы включают в себя выплату расходов по найму жилого помещения в размере 550 руб. и средней стоимости проезда при командировании 7 000 руб. (с учетом подбора экспертов).
Общие затраты на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов составляют 86 250,9 тыс.. руб.
Общие затраты на проведение лицензионного контроля на федеральном уровне составляют 123 224,4 тыс. руб.;
затраты на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих - 36 973,6 тыс. руб.;
затраты на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов - 86 250,9 тыс. руб.
Дополнительные единовременные затраты в 2011 году
Для проведения лицензионного контроля необходимы дополнительные единовременные затраты, связанные с оборудованием рабочих мест в размере 3 098,7 тыс. руб.
Затраты на проведение лицензионного контроля на уровне субъектов Российской Федерации
Расчетные трудозатраты на проведение проверок
Количество лицензиатов (образовательных учреждений, научных и иных организаций) составляет 134 тыс.; количество филиалов указанных образовательных учреждений, научных и иных организаций - 5 тыс., общее количество образовательных учреждений, научных и иных организаций и филиалов - 139 тыс.
Необходимость проведения плановых проверок один раз в шесть лет в отношении каждого лицензиата и его филиала потребует проведения 23 096 плановых проверок в год. Количество внеплановых проверок исполнения предписаний составляет 3% от числа плановых проверок, то есть 693 проверки.
Общее количество проверок в рамках лицензионного контроля составляет 23 789 (23 096+693).
В настоящее время количество проверок, проводимых в субъектах Российской Федерации в рамках лицензионного контроля, составляет около 820. С учетом этого дополнительное количество проверок составляет 22 969.
В связи с необходимостью проверки реальной возможности соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий целесообразно проводить проверки в выездной форме. Трудозатраты одного государственного гражданского служащего на проведение одной проверки, включая время на подготовку и оформление результатов проверки, составляет 16 часов. Проверки проводятся 1-2 государственными гражданскими служащими, среднее число государственных гражданских служащих, осуществляющих проведение одной проверки, составляет 1,2 чел.
Необходимое время на проведение 22 969 проверок составляет 441 004,8 часов.
Дополнительная потребность штатной численности государственных гражданских служащих, необходимой для проведения 22 969 проверок в год, составляет 222 человека (441 004,8 / 1987, где 1987 часов - годовой фонд рабочего времени по данным производственного календаря).
Расчетные финансовые затраты на проведение проверок
Затраты на проведение одной проверки включают в себя расходы на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих и на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов.
Затраты на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих включают в себя расходы на оплату труда; расходы на проезд и проживание в период проведения проверки; расходы на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы, общехозяйственные нужды, амортизацию оборудования.
Расходы на оплату труда составляют 75 762,1 тыс. руб., в том числе:
заработная плата - 56 454,6 тыс. руб. (222*254,3, где 254,3 - средняя заработная плата в год государственного гражданского служащего);
начисления к заработной плате - 19 307,5 тыс. руб. (56 454,6*0,342, где 0,342 - тариф страховых взносов).
Расходы на командирование государственных гражданских служащих рассчитаны исходя из числа проверок (22 969) и составляют 77 175,8 тыс. руб.
Указанные расходы включают в себя выплату суточных в размере 100 руб., расходов по найму жилого помещения в размере 550 руб. и средней стоимости проезда при командировании 1 500 руб. (исходя из средних затрат с учетом территориальной доступности).
Расходы на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы, общехозяйственные нужды составляют 12 143,4 тыс. руб. (54,7 тыс. руб. в расчете на 1 чел.).
Общие затраты на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих составляют 165 081,3 тыс. руб.; расходы на обеспечение деятельности одного государственного гражданского служащего составляют 743,6 тыс. руб.
Затраты на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов включают в себя расходы на оплату труда экспертов и расходы на проезд и проживание экспертов в период проведения проверки.
Расходы на оплату труда экспертов рассчитаны исходя из следующих данных:
количество проверок - 22 969;
часовая ставка оплаты - 250 руб.;
количество привлекаемых экспертов - 2,1 чел.;
среднее количество часов на проведение экспертизы одним экспертом - 8 часов.
Расходы на оплату труда экспертов:
оплата труда экспертов на одну проверку - 4,2 тыс. руб. (0,250*2,1*8);
начисления к заработной плате - 1,0 тыс. руб. (4,2*0,231, где 0,231 - тариф страховых взносов).
Расходы на оплату труда экспертов составляют 249 384,1 тыс. руб. ((4,2+1,0)*22 969).
Расходы на проезд и проживание экспертов во время проверок рассчитаны исходя из числа проверок (22 969) и составляют 98 881,5 тыс. руб. Указанные расходы включают в себя выплату расходов по найму жилого помещения в размере 550 руб. и средней стоимости проезда при командировании 1 500 руб.
Общие затраты на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов составляют 348 265,6 тыс. руб.
Общие затраты на проведение лицензионного контроля на уровне субъектов Российской Федерации составляют 513 346,9 тыс. руб.:
затраты на обеспечение деятельности государственных гражданских служащих - 165 081,3 тыс. руб.;
затраты на обеспечение деятельности привлекаемых к проверкам экспертов - 348 265,6 тыс. руб.
Дополнительные единовременные затраты в 2011 году
Для проведения лицензионного контроля необходимы дополнительные единовременные затраты, связанные с оборудованием рабочих мест в размере 20 845,8 тыс. руб.
2. Проведение экспертизы при государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (аккредитационной экспертизы)
В рамках государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций проводится экспертиза следующих видов:
- экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям;
- экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида.
Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям проводится в отношении образовательных программ.
Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения проводится в отношении образовательных учреждений.
Расчет затрат осуществлен исходя из среднегодового количества образовательных учреждений и научных организаций, проходящих государственную аккредитацию (по типам образовательных учреждений), и количества образовательных программ, заявляемых к государственной аккредитации (по уровням образования) (с учетом проведения государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей).
Среднегодовое количество образовательных учреждений и научных организаций, проходящих государственную аккредитацию, рассчитано в соответствии с установленными проектом федерального закона условиями, определяющими совокупность образовательных учреждений и научных организаций, подлежащих государственной аккредитации.
Проектом федерального закона установлено, что государственной аккредитации подлежат образовательные учреждения и научные организации, реализующие образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), а также реализующие образовательные программы в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании".
При расчете затрат на проведение экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям учитывалась возможность выборочного охвата совокупности образовательных программ по различным уровням образования (в зависимости от родственности профилей образовательных программ).
Стоимость проведения экспертизы зависит от типа образовательного учреждения и уровня образовательной программы.
Стоимость проведения экспертизы включает в себя:
расходы на оплату туда экспертов; расходы на проезд и проживание экспертов во время проведения экспертизы;
расходы на подготовку информационно-аналитических материалов.
Расходы на оплату туда экспертов рассчитаны исходя из почасовой ставки оплаты труда экспертов, числа экспертов, привлекаемых к экспертизе, и продолжительности экспертизы.
Расходы на проезд и проживание экспертов во время проведения экспертизы рассчитаны исходя из средней стоимости проезда при командировании (в соответствии со сложностью подбора экспертов с учетом территориальной приближенности к проверяемым объектам) и расходов на проживание экспертов.
Расходы на подготовку информационно-аналитических материалов по результатам экспертизы рассчитаны исходя из трудозатрат и расходов на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы.
Расчет затрат на одно образовательное учреждение, научную организацию приведен в таблице 2; расчет общего объема затрат - в таблице 3.
Затраты на проведение экспертизы при государственной аккредитации на федеральном уровне
Общий объем затрат в год на проведение экспертизы составляет 205 808,2 тыс. руб.
Из общего объема затрат расходы на оплату труда государственных гражданских служащих составляют 16 936,1 тыс. руб.
Необходимая дополнительная численность государственных гражданских служащих на федеральном уровне составляет 42 человека (16 936,1 тыс. руб. / 405,8 тыс. руб. = 41,7 чел., где 405,8 тыс. руб. - средняя заработная плата одного работника в год).
Дополнительные единовременные затраты в 2011 году
Для проведения аккредитационной экспертизы необходимы дополнительные единовременные затраты, связанные с оборудованием рабочих мест в размере 3 943,8 тыс. руб.
Затраты на проведение экспертизы при государственной аккредитации на уровне субъектов Российской Федерации
Общий объем затрат на проведение экспертизы составляет 247 897,3 тыс. руб.
Из общего объема затрат расходы на оплату труда государственных гражданских служащих составляют 18 821,5 тыс. руб.
Необходимая дополнительная численность государственных гражданских служащих на уровне субъектов Российской Федерации составляет 74 человека (18 821,5 тыс. руб. / 254,3 тыс. руб. = 74,0 чел., где 254,3 тыс. руб. - средняя заработная плата одного работника в год).
Дополнительные единовременные затраты в 2011 году
Для проведения аккредитационной экспертизы необходимы дополнительные единовременные затраты, связанные с оборудованием рабочих мест в размере 6 948,6 тыс. руб.
Объем государственной пошлины
Источником возмещения расходов бюджета является государственная пошлина, уплачиваемая заявителями за совершение юридически значимых действий при государственной аккредитации.
Расчет объема государственной пошлины приведен в таблице 4.
Расчетный объем государственной пошлины составляет:
на федеральном уровне - 207 330,0 тыс. руб.;
на уровне субъектов Российской Федерации - 250 130,0 тыс. руб.
Расчетный объем государственной пошлины превышает расчетный объем затрат на проведение экспертизы:
на федеральном уровне - на 1 521,8 тыс. руб. (207 330,0 тыс. руб. - 205 808,2 тыс. руб.);
на уровне субъектов Российской Федерации - на 2 232,7 тыс. руб. (250 130,0 тыс. руб. - 247 897,3 тыс. руб.).
3. Подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
Расчет затрат осуществлен с учетом передачи полномочий по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия.
Общий объем затрат включает в себя расходы на исполнение функции по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях органами государственной власти субъектов Российской Федерации и расходы, производимые на федеральном уровне (ведение базы данных о документах об образовании, ученых степенях и званиях и федеральной базы данных об апостилях).
Расчет расходов на исполнение функции по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлен исходя из следующих данных.
Количество подтверждаемых документов в год составляет 15 тыс. (по фактическим данным за 2009 год).
Источником возмещения расходов бюджета является государственная пошлина, уплачиваемая заявителями за совершение юридически значимых действий.
Расчет затрат и объема государственной пошлины приведен в таблице 5.
Затраты на уровне субъектов Российской Федерации
Трудоемкость исполнения функции по подтверждению одного документа об образовании, об ученой степени, ученом звании составляет 6,5 человеко-часов. Общая трудоемкость подтверждения 15 тыс. документов составляет 97 500 человеко-часов.
Средняя заработная плата одного государственного гражданского служащего в год составляет 254,3 тыс. руб.
Часовая зарплата государственного гражданского служащего составляет 0,1280 тыс. руб. (254,3 / 1987, где 1987 часов - годовой фонд рабочего времени по данным производственного календаря). Начисления к заработной плате составляют 0,0438 тыс. руб. (34,2%).
Размер часовой заработной платы с начислениями составляет 0,1718 тыс. руб.
Общий размер расходов на оплату труда составляет 16 745,8 тыс. руб. (0,1718*97500).
Расходы на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы, общехозяйственные нужды составляют 2 684,1 тыс. руб. (54,7 тыс. руб. в год в расчете на 1 чел.).
Общий размер расходов на уровне субъектов Российской Федерации составляет 19 429,9 тыс. руб.
Затраты на федеральном уровне
Число государственных гражданских служащих, осуществляющих ведение федерального реестра документов об образовании, ученых степенях и званиях и федеральной базы данных об апостилях составляет 1 человек.
Средняя заработная плата одного государственного гражданского служащего в год составляет 405,8 тыс. руб., начисления к заработной плате - 138,8 тыс. руб. (34,2%).
Расходы на оплату труда государственных гражданских служащих составляют 544,6 тыс. руб.
Расходы на телекоммуникационные услуги, услуги связи, расходные материалы на одного государственного гражданского в год составляют 54,70 тыс. руб.
Амортизация электронно-вычислительного оборудования (20% от стоимости оборудования) составляет 1 796 тыс. руб.
Общий размер расходов на федеральном уровне составляет 2 368,3 тыс. руб.
Общие затраты на подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях составляют 21 798,1 тыс. руб., в том числе
на предоставление государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях - 19 429,9 тыс. руб.;
на ведение федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и федеральной базы данных об апостилях - 2 368,3 тыс. руб.
Расчетный объем государственной пошлины составляет 22 500,0 тыс. руб. (1500 руб. * 15000 документов).
Отклонение между расчетным объемом государственной пошлины и расчетным объемом затрат составляет 701,9 тыс. руб.
Дополнительные единовременные затраты в 2011 году
Единовременные затраты в 2011 году на создание автоматизированной системы поддержки процессов оказания государственной услуги (обеспечивающей поиск информации в федеральном реестре документов), на создание федеральной базы данных об апостилях составят 64 600,0 тыс. руб.
Таблица 1
Расчет годового объема затрат на проведение лицензионного контроля
Федеральный уровень
Таблица 2
Расчет затрат на проведение экспертизы при государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций
руб.
Таблица 3
Расчет годового объема затрат на проведение экспертизы при государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций
Федеральный уровень
тыс. руб.
|
Количество объектов экспертизы в год |
Затраты на один объект |
Общий объем затрат |
Затраты на один объект на оплату труда госслужащих |
Общий объем затрат на оплату труда госслужащих |
|
|
|
|
|
|
Образовательные учреждения высшего профессионального образования |
|
|
|
|
|
Экспертиза для установления государственного статуса образовательного учреждения |
263 |
129,8 |
34 148,5 |
6,9 |
1 801,8 |
Экспертиза укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (в том числе в период действия свидетельства о государственной аккредитации) и/или иных образовательных программ |
2 214 |
69,4 |
153 607,6 |
6,0 |
13 347,8 |
Итого |
|
|
187 756,1 |
|
15 149,6 |
Образовательные учреждения среднего профессионального образования |
|
|
|
|
|
Экспертиза при государственной аккредитации образовательного учреждения |
192 |
49,5 |
9 505,0 |
5,1 |
983,0 |
Экспертиза при государственной аккредитации в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
103 |
35,0 |
3 605,3 |
4,5 |
464,1 |
Итого |
|
|
13 110,3 |
|
1 447,0 |
Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, научные организации |
|
|
|
|
|
Экспертиза при государственной аккредитации образовательного учреждения, научной организации |
28 |
120,2 |
3 366,2 |
6,9 |
191,8 |
Экспертиза при государственной аккредитации в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
21 |
59,2 |
1 244,0 |
6,0 |
126,6 |
Итого |
|
|
4 610,2 |
|
318,4 |
Общеобразовательные учреждения за рубежом |
|
|
|
|
|
Экспертиза при государственной аккредитации образовательного учреждения |
30 |
9,9 |
296,6 |
0,6 |
18,0 |
Экспертиза при государственной аккредитации в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
5 |
7,0 |
35,0 |
0,6 |
3,0 |
Итого |
|
|
331,7 |
|
21,0 |
ВСЕГО |
|
|
205 808,2 |
|
16 936,1 |
Уровень субъектов Российской Федерации
тыс. руб.
|
Количество объектов экспертизы в год |
Затраты на один объект |
Количество объектов экспертизы в год |
Затраты на один объект на оплату труда госслужащих |
Общий объем затрат на оплату труда госслужащих |
|
|
|
|
|
|
Образовательные учреждения среднего профессионального образования |
|
|
|
|
|
Экспертиза при государственной аккредитации образовательного учреждения |
437 |
49,5 |
21 633,8 |
5,1 |
2 237,3 |
Экспертиза при государственной аккредитации в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
223 |
35,0 |
7 805,5 |
4,5 |
1 004,7 |
Итого |
|
|
29 439,3 |
|
3 242,0 |
Образовательные учреждения начального профессионального образования |
|
|
|
|
|
Экспертиза при государственной аккредитации образовательного учреждения |
618 |
39,4 |
24 364,6 |
3,4 |
2 123,2 |
Экспертиза при государственной аккредитации в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
254 |
24,4 |
6 208,7 |
3,3 |
829,0 |
Итого |
|
|
30 573,3 |
|
2 952,1 |
Общеобразовательные учреждения (в том числе специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)* |
|
|
|
|
|
Экспертиза при государственной аккредитации образовательного учреждения |
14 128 |
9,9 |
139 698,7 |
0,6 |
8 494,0 |
Экспертиза при государственной аккредитации в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
6 875 |
7,0 |
48 185,9 |
0,6 |
4 133,4 |
Итого |
|
|
187 884,6 |
|
12 627,3 |
Всего |
|
|
247 897,3 |
|
18 821,5 |
* При реализации такими образовательными учреждениями основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Таблица 4
Расчет доходов от поступления государственной пошлины, взимаемой за проведение государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций
Федеральный уровень
тыс. руб.
|
Количество объектов в год |
Ставка государственной пошлины |
Сумма государственной пошлины |
|
|
|
|
Образовательные учреждения высшего профессионального образования |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения |
263 |
130,0 |
34 190,0 |
Государственная аккредитация укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (в том числе в период действия свидетельства о государственной аккредитации), и (или) государственная аккредитация иных образовательных программ, и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
2 214 |
70,0 |
154 980,0 |
Итого |
|
|
189 170,0 |
Образовательные учреждения среднего профессионального образования |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения |
192 |
50,0 |
9 600,0 |
Государственная аккредитация отдельных образовательных программ и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
103 |
35,0 |
3 605,0 |
Итого |
|
|
13 205,0 |
Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, научные организации |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения, научной организации |
28 |
120,0 |
3 360,0 |
Государственная аккредитация отдельных образовательных программ и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
21 |
60,0 |
1 260,0 |
Итого |
|
|
4 620,0 |
Общеобразовательные учреждения за рубежом |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения |
30 |
10,0 |
300,0 |
Государственная аккредитация отдельных образовательных программ и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
5 |
7,0 |
35,0 |
Итого |
|
|
335,0 |
ВСЕГО |
|
|
207 330,0 |
Превышение расчетного объема государственной пошлины над расчетным объемом затрат |
|
|
1 521,8 |
Уровень субъектов российской федерации
тыс. руб.
|
Количество объектов в год |
Ставка государственной пошлины |
Сумма государственной пошлины |
|
|
|
|
Образовательные учреждения среднего профессионального образования |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения |
437 |
50,0 |
21 850,0 |
Государственная аккредитация отдельных образовательных программ и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
223 |
35,0 |
7 805,0 |
Итого |
|
|
29 655,0 |
Образовательные учреждения начального профессионального образования |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения |
618 |
40,0 |
24 720,0 |
Государственная аккредитация отдельных образовательных программ и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
254 |
25,0 |
6 350,0 |
Итого |
|
|
31 070,0 |
Общеобразовательные учреждения (в том числе специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)* |
|
|
|
Государственная аккредитация образовательного учреждения |
14 128 |
10,0 |
141 280,0 |
Государственная аккредитация отдельных образовательных программ и (или) установление иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации |
6 875 |
7,0 |
48 125,0 |
Итого |
|
|
189 405,0 |
Всего |
|
|
250 130,0 |
Превышение расчетного объема государственной пошлины над расчетным объемом затрат |
|
|
2 232,7 |
* При реализации такими образовательными учреждениями основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Таблица 5
Расчет годового объема затрат на подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
Доходы
1. |
Ежегодные поступления в бюджет, тыс. руб. |
22 500,0 |
|
Среднее количество подтверждаемых документов в год (ед.) - 2011 год (прогноз) |
15000 |
|
Размер пошлины за проставление апостиля, руб. |
1500 |
Расходы
2. |
Ежегодные затраты - ИТОГО, тыс. руб. |
21 798,1 |
|
|
|
3. |
Ежегодные затраты на уровне субъектов Российской Федерации, тыс. руб. |
19 429,9 |
|
|
|
|
Трудозатраты на проверку документов об образовании, ученых степенях и званиях и проставление апостиля (час.), в том числе: |
97500 |
|
Среднее количество часов на проверку документов об образовании, ученых степенях и званиях |
6,5 |
|
Среднее количество подтверждаемых документов в год (ед.) |
15000 |
|
|
|
|
Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
16745,8 |
|
Рабочее время в год (данные производственного календаря) (час.) |
1987 |
|
Средняя заработная плата одного государственного гражданского служащего в год, тыс. руб. |
254,3 |
|
Средняя заработная плата одного государственного гражданского служащего в час |
0,1280 |
|
Начисления к заработной плате (34,2%) |
0,0438 |
|
Заработная плата с начислениями в час |
0,1718 |
|
|
|
|
Телекоммуникационные услуги, услуги связи, амортизация оборудования, расходные материалы, тыс. руб. |
2 684,1 |
|
Телекоммуникационные услуги, услуги связи, амортизация оборудования, расходные материалы на одного государственного гражданского служащего в год |
54,7 |
|
Телекоммуникационные услуги, услуги связи, амортизация оборудования, расходные материалы на одного государственного гражданского служащего в час |
0,03 |
|
|
|
4. |
Ежегодные затраты на федеральном уровне, тыс. руб. |
2 368,3 |
|
|
|
|
Оплата труда специалистов, осуществляющих ведение федерального реестра документов об образовании, об ученых степенях и званиях, федеральной базы данных о проставленных апостилях, тыс. руб. |
544,6 |
|
Средняя заработная плата одного государственного гражданского служащего в год |
405,8 |
|
Начисления к заработной плате (34,2%) |
138,8 |
|
Число специалистов |
1 |
|
|
|
|
Телекоммуникационные услуги, услуги связи, амортизация оборудования, расходные материалы на одного государственного гражданского служащего в год, тыс. руб. |
54,70 |
|
|
|
|
Амортизация электронно-вычислительного оборудования (20% от стоимости оборудования), тыс. руб. |
1 769,0 |
|
|
|
5. |
Отклонение между объемом государственной пошлины и расходами, тыс. руб. |
701,9 |
|
|
|
6. |
Единовременные затраты в 2011 году, тыс. руб. |
|
|
Создание автоматизированной системы поддержки процессов оказания государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, создание федеральной базы данных о проставленных апостилях, тыс. руб. |
64 600,0 |
7. |
Затраты 2011 года, тыс. руб. |
66 968,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.