Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 262900-5 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР", а также с учетом замечаний, изложенных в заключении Правительства Российской Федерации (исходящий N 3460п-П4 от 28.07.2009) на проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных судов Приморского края" в части изменения наименования и структуры законопроекта в соответствии со сложившейся практикой законодательного регулирования вопросов создания и упразднения судов.
С 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
В настоящее время на территории Дальнереченского городского округа Приморского края действует Дальнереченский районный суд, штатная численность судей в котором - две единицы, что делает невозможным реализацию требования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей. Анализ нагрузки судей указанного суда в течение нескольких лет и перспективы увеличения количества населения этого района свидетельствуют о том, что вводить дополнительные единицы судей в них нецелесообразно. Кроме того, увеличение штатной численности судей Дальнереченского районного суда повлечет значительное увеличение расходов на материально-техническое обеспечение вновь назначенных судей и работников аппаратов суда.
Часть вторая статьи 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" предусматривает возможность создания районных судов в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. На основании изложенного выше законопроектом предлагается упразднить Дальнереченский районный суд и Дальнереченский городской суд с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию вновь создаваемого Дальнереченского районного суда Приморского края.
На территории города Лесозаводска и на территории города Уссурийска Приморского края действуют одноименные городские и районные суды, что противоречит статье 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР", предусматривающей создание районного суда в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанной статьи возникла необходимость упразднения Лесозаводского городского, Лесозаводского районного, Уссурийского городского, Уссурийского районного судов Приморского края и создание на их базе, соответственно, Лесозаводского и Уссурийского районных судов Приморского края. При этом юрисдикция вновь созданных Лесозаводского и Уссурийского районных судов Приморского края распространяется на территории одноименных городов в границах, существующих на момент вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с частью второй статьи 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР", позволяющей создавать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, в целях устранения диспропорции в судебной нагрузке судей судов, находящихся в смежных административно-территориальных единицах Приморского края, является целесообразным упразднить Спасский городской, Спасский районный суды и создать на их базе Спасский районный суд Приморского края (территория города Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края).
Штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов будет передана в соответствующие вновь созданные районные суды. Схема размещения судей и работников аппаратов этих судов остается неизменной, что позволит избежать ограничения прав граждан на доступ к правосудию. Нагрузка на судей по рассмотрению дел останется неизменной либо будет уравновешена путем равномерного распределения дел между судьями укрупненного районного суда. Упразднение судов с одновременной передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию других судов не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не нарушит стабильности судебной системы Приморского края в целом. Более того, создание судов, юрисдикция которых распространяется на несколько смежных районов, будет способствовать самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы в России.
Настоящий проект федерального закона позволяет привести судебную систему Приморского края в соответствие с действующим федеральным законодательством, более равномерно распределить нагрузку на федеральных судей, что обеспечит сокращение сроков рассмотрения дел.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края"
Проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края" предполагает упразднение ряда районных и городских судов Приморского края с передачей полномочий по рассмотрению судебных дел в юрисдикцию вновь создаваемых районных судов Приморского края.
Реализация законопроекта повлечет затраты на изготовление дополнительных печатей, штампов, замену вывесок районных судов, удостоверений работников аппаратов судов, а также создание каналов связи между зданиями судов.
Согласно расчету Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Приморском крае на эти цели потребуется 196500 рублей.
N п/п |
Наименование работ |
Стоимость, рублей |
1. |
Изготовление вывески районного суда |
12000 |
2. |
Изготовление гербовой печати суда |
24000 |
3. |
Изготовление штампов судов |
500 |
4. |
Изготовление удостоверений работникам аппаратов судов |
60000 |
5. |
Создание каналов связи между зданиями судов |
100000 |
|
ИТОГО |
196500 |
Данные затраты предполагается произвести за счет средств, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации федеральным бюджетом на текущее материально-техническое обеспечение судов Приморского края, поэтому принятие указанного законопроекта не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края"
В связи с принятием проекта федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.