Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 313086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Попытки закрепить необходимые меры социальной поддержки жителям военного Сталинграда на федеральном уровне уже неоднократно предпринимались. Как правило, речь шла о несовершеннолетних, находившихся на территории города в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года, то есть о так называемых детях военного Сталинграда. Из оставшихся в живых в настоящее время подавляющее большинство граждан, находившиеся в тот период времени в Сталинграде, тогда были именно несовершеннолетними, детьми. Даже те, кому на тот момент исполнилось лишь 18 лет, - сегодня уже 84-летние старики, нуждающиеся в постоянном уходе. И, к сожалению, таких людей осталось совсем немного, и с каждым годом становится все меньше.
Из всех жителей, переживших ужас Сталинградской битвы, о детях действительно необходимо сказать отдельно. Эти дети познали столько горя и страданий, перенесли такие психические потрясения, которые не каждый взрослый мог бы выдержать. Они не могли ни защищать, ни защищаться. Те из них, кто каким-то чудом выжил, лишились всего: психического и физического здоровья, родителей. Дома были разрушены, имущество уничтожено, детство убито. Невредимым не остался никто. И еще долгие годы большинство детей заикались, вскрикивали и плакали во сне, с ужасом вскакивали среди ночи, пытаясь куда-то бежать.
В 1942 году, из 500 тысяч жителей Сталинграда эвакуировали не больше 200 тысяч, уцелели - 12 тысяч. За один только день 23 августа 1942 года под руинами города осталось более 40 тысяч человек. С августа 1942 года по февраль 1943 года мирные жители Сталинграда выживали сами по себе, без всякой заботы властей. Трагедия блокадников Ленинграда на этом фоне выглядит иначе: ведь там продолжали выдавать хлеб, люди продолжали жить в своих домах, велась документация. Сталинградцы же жили на руинах, в блиндажах, рядом с которыми велись ожесточенные бои или стояли оккупанты. Город, по сути, был стерт с лица земли. Жутко звучат воспоминания участников тех событий о том, как они ползком по ночам крались к Волге за водой, смешанной с кровью, так как водопроводные системы были разрушены полностью; как родители, продолжавшие работать на уцелевших заводах, в темноте пробирались в подвалы проверить, живы ли их дети.
Только спустя десятилетия после тех событий жители фронтового Сталинграда стали кое-как оправляться от потрясений и решили создать в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге ассоциацию "Дети военного Сталинграда". Они разыскивали по все стране всех, кто остался в живых. На сегодняшний день отыскали всего около 10 тысяч человек.
То, что Сталинградцы оказались разбросанными по многим городам, очередной раз подчеркивает невозможность применения к ним региональных законов о мерах их социальной поддержки. Безусловно, эта проблема должна быть решена на федеральном уровне.
В период работы Государственной Думы третьего созыва (2001 год) Волгоградская областная Дума вносила в Государственную Думы проект федерального закона о мерах социальной поддержки детей военного Сталинграда. Однако, в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации, этот законопроект так и не был рассмотрен. Но проблема до сих пор осталась.
В этой связи настоящим законопроектом предлагается отнести к категории ветеранов Великой Отечественной войны всех лиц, находившихся в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период. Согласно законопроекту, таким гражданам предлагается предоставить ежемесячные денежные выплаты и меры социальной поддержки, установленные для награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
Предполагается, что расходы федерального бюджета на реализацию законопроекта составят 458,5 млн. рублей в год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо будет привести в соответствие с указанным федеральным законом целый ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 646 "Об утверждении правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения";
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1122 "Об удостоверении ветерана Великой Отечественной войны";
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
На сегодняшний день число граждан, отнесенных данным проектом федерального закона к категории, требующей дополнительных мер социальной поддержки, составляет около 10 тысяч человек. Распространение на указанных граждан мер социальной поддержки и льгот, предусмотренных действующим законодательством для граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", потребует примерно 458,5 млн. рублей из средств федерального бюджета ежегодно.
Депутату Государственной Думы |
О.Л. Михееву |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.