Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 379482-4 "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании) в связи с необходимостью упорядочивания отношений в области установления обязательных требований, обеспечивающих электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы технических средств и подтверждения соответствия.
К техническим средствам отнесены электротехнические, электронные и радиоэлектронные изделия, а также изделия, содержащие электрические и (или) электронные компоненты, способные создавать электромагнитные помехи и (или) такие, качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Проект федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей технических средств в условиях электромагнитных помех.
В законопроекте устанавливаются:
обязательные минимально необходимые требования по обеспечению электромагнитной совместимости, включая требования по ограничению создаваемых техническими средствами электромагнитных помех и обеспечению устойчивости технических средств к электромагнитным помехам;
формы и схемы обязательного подтверждения соответствия технических средств минимально необходимым требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости.
Сфера регулирования законопроекта распространяется на правоотношения, связанные с деятельностью физических лиц, а также российских и иностранных юридических лиц, по разработке, изготовлению, ввозу в Российскую Федерацию, выпуску в обращение на территории Российской Федерации и вводу в эксплуатацию технических средств, предназначенных для применения на ее территории.
Проект федерального закона "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости" дважды вносился в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Л. Горбачевым и В.А. Язевым.
Первоначально внесенный 24 января 2005 года проект федерального закона "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости" (проект N 132790-4) 7 апреля 2005 года был возвращен авторам в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечалось, что Правительство Российской Федерации не поддерживает проект в представленной редакции и полагает необходимым доработать его с учетом высказанных замечаний. Следует отметить технический характер замечаний по законопроекту.
С учетом замечаний Правительства Российской Федерации, а также других замечаний и предложений, поступивших в Государственную Думу от заинтересованных ведомств в течение 2005 года, была подготовлена новая редакция проекта федерального закона "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости", которая была внесена в Государственную Думу 24 января 2006 года (проект N 261970-4).
По указанному законопроекту в адрес Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям и Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а также отзывы депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и др.
Были даны различные оценки законопроекта, однако в большинстве из них не было поддержано включение в законопроект положений по регулированию отношений в области качества электрической энергии. Критику вызвало включение в перечень объектов технического регулирования средств радиосвязи, радиовещания и телевидения общего назначения, средств проводной связи, а также оконечной и промежуточной аппаратуры радиосвязи. Кроме того, критические замечания вызвали положения законопроекта, относящиеся к экспертизе технической документации изготовителя уполномоченными органами при подтверждении соответствия технических средств требованиям электромагнитной совместимости.
В настоящей редакции проекта федерального закона учтены указанные и иные замечания и предложения, поступившие в Государственную Думу в 2006 г.
В соответствии с п.3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" законопроект содержит: понятийный аппарат, исчерпывающий перечень технических средств - объектов технического регулирования; минимально необходимые обязательные требования к техническим средствам; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и схемы подтверждения соответствия; требования к содержанию информации для пользователей технических средств.
Перечень объектов технического регулирования, уточненный с учетом полученных замечаний, представляет собой технические средства, относящиеся к классам продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 - 93 (ОКП):
1) продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, код класса ОКП 31;
2) электрическим машинам, код класса ОКП 33;
3) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 34;
4) продукции химического и нефтяного машиностроения, код класса ОКП 36;
5) металлообрабатывающему и деревообрабатывающему оборудованию, код класса ОКП 38;
6) вычислительной технике, код класса ОКП 40;
7) приборам и средствам автоматизации общепромышленного назначения, код класса ОКП 42;
8) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43;
9) изделиям автомобильной промышленности, класс кода ОКП 45;
10) тракторам и сельскохозяйственным машинам, класс кода ОКП 47;
11) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48;
12) технологическому оборудованию для легкой и пищевой промышленности и бытовым приборам, код класса ОКП 51;
13) оборудованию для регулирования дорожного движения и обслуживания сельхозтехники, код класса ОКП 52;
14) судовому оборудованию, код класса ОКП 64;
15) радиоэлектронной бытовой аппаратуре, код ОКП 65 8000;
16) радиолокационным средствам, код класса ОКП 67;
17) радионавигационным средствам, код класса ОКП 68;
18) атомной технике, код класса ОКП 69;
19) судам, код класса ОКП 74;
20) авиационной технике, код класса ОКП 75;
21) ракетно-космической технике, код класса ОКП;
22) медицинской технике, код класса ОКП 94;
23) оборудованию и изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения и театрально-зрелищных предприятий, код класса ОКП 96.
Установление объектов технического регулирования на основе Общероссийского классификатора продукции позволяет однозначным образом идентифицировать технические средства, относящиеся к подклассам, группам, подгруппам и видам продукции (с учетом исключений, указанных в законопроекте).
Минимально необходимые требования по обеспечению электромагнитной совместимости, установленные в законопроекте, полностью эквивалентны требованиям европейских директив в области электромагнитной совместимости 89/336/ЕЭС, 2004/108/ЕС и идентичны положениям соответствующих международных стандартов, а также обязательным требованиям, действующим в настоящее время на территории Российской Федерации.
Это позволяет использовать на добровольной основе национальные стандарты Российской Федерации в области электромагнитной совместимости при соблюдении минимально необходимых требований проекта федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" в соответствии с п. 9 статьи 16 Федерального закона "О техническом регулировании" и привлечь для целей подтверждения соответствия имеющуюся в России испытательную базу, насчитывающую около 150 аккредитованных испытательных лабораторий в области электромагнитной совместимости.
Следует отметить, что Российская Федерация принимает активное участие в работах международных систем стандартизации МЭК и СИСПР. Российские национальные стандарты в области электромагнитной совместимости уже длительное время разрабатываются только на основе международных и европейских стандартов. В России в настоящее время действует около 90 национальных стандартов в области ЭМС, степень их гармонизации со стандартами МЭК и СИСПР составляет не менее 95 %. Их применение позволяет эффективно защитить внутренний рынок от контрафактной продукции и при экспорте на внешние рынки дает российским производителям возможность достаточно просто подтверждать соответствие продукции требованиям других стран.
В соответствии с законопроектом установлено обязательное подтверждение технических средств (компонентов, аппаратов, систем и подвижных и стационарных установок), не являющихся пассивными в электромагнитном отношении, требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости настоящего Федерального закона в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. По собственной инициативе заявитель может использовать одну из приведенных в законопроекте схем декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Установленные в законопроекте обязательные требования по обеспечению электромагнитной совместимости, а также формы и схемы подтверждения соответствия могут быть уточнены в соответствии с нормами Федерального закона "О техническом регулировании" путем принятия специальных технических регламентов для отдельных видов технических средств. В этом случае обязательные требования по обеспечению электромагнитной совместимости к отдельным видам технических средств будут определяться совокупностью требований общего технического регламента и специального технического регламента.
Соблюдение российскими производителями требований настоящего технического регламента и соответствующих гармонизированных стандартов в большинстве случаев будет означать их соответствие европейским требованиям по электромагнитной совместимости и, таким образом, не будет дополнительных технических барьеров для их доступа на рынок Европейского Союза.
Акты федерального законодательства, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости", отсутствуют.
При реализации установленных в проекте федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" правовых норм не потребуется дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также создания дополнительных контрольных (надзорных) органов.
Введение в силу Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" позволит обеспечить:
исполнение положений законодательства о техническом регулировании;
уменьшение электромагнитного загрязнения среды обитания;
снижение уровня опасности для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде при нарушениях функционирования технических средств в результате воздействия электромагнитных помех, создаваемых другими техническими средствами и природными явлениями;
повышение конкурентоспособности отечественной электротехнической, электронной и радиоэлектронной продукции в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО;
исключение барьеров в торговле между Российской Федерацией и ее основными торговыми партнерами.
В связи с принятием настоящего федерального закона Правительство Российской федерации должно обеспечить разработку и утвердить следующие нормативные правовые акты:
1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости";
2) Правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости"
Принятие федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости"
Нарушение функционирования технических средств при воздействии электромагнитных помех в условиях эксплуатации может привести к возникновению опасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества и окружающей среды.
К техническим средствам отнесены электротехнические, электронные и радиоэлектронные изделия, а также изделия, содержащие электрические и (или) электронные компоненты, способные создавать электромагнитные помехи и (или) такие, качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Технические средства (объекты технического регулирования, на которые распространяется действие Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости") относятся к классам продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 - 93 (ОКП):
1) продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, код класса ОКП 31;
2) электрическим машинам, код класса ОКП 33;
3) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 34;
4) продукции химического и нефтяного машиностроения, код класса ОКП 36;
5) металлообрабатывающему и деревообрабатывающему оборудованию, код класса ОКП 38;
6) вычислительной технике, код класса ОКП 40;
7) приборам и средствам автоматизации общепромышленного назначения, код класса ОКП 42;
8) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43;
9) изделиям автомобильной промышленности, класс кода ОКП 45;
10) тракторам и сельскохозяйственным машинам, класс кода ОКП 47;
11) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48;
12) технологическому оборудованию для легкой и пищевой промышленности и бытовым приборам, код класса ОКП 51;
13) оборудованию для регулирования дорожного движения и обслуживания сельхозтехники, код класса ОКП 52;
14) судовому оборудованию, код класса ОКП 64;
15) радиоэлектронной бытовой аппаратуре, код ОКП 65 8000;
16) радиолокационным средствам, код класса ОКП 67;
17) радионавигационным средствам, код класса ОКП 68;
18) атомной технике, код класса ОКП 69;
19) судам, код класса ОКП 74;
20) авиационной технике, код класса ОКП 75;
21) ракетно-космической технике, код класса ОКП;
22) медицинской технике, код класса ОКП 94;
23) оборудованию и изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения и театрально-зрелищных предприятий, код класса ОКП 96.
Настоящий законопроект не предполагает изменения действующих на территории Российской Федерации в настоящее время норм эмиссии электромагнитных помех техническими средствами и норм устойчивости технических средств к внешним помехам. Это обусловлено тем, что концепция законопроекта позволяет в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" применять изготовителям указанных выше технических средств для соблюдения требований законопроекта на добровольной основе комплект национальных стандартов в области электромагнитной совместимости.
Следует отметить, что российские национальные стандарты в области электромагнитной совместимости уже длительное время разрабатываются только на основе международных и европейских стандартов. В России в настоящее время действует около 90 национальных стандартов в области ЭМС, степень их гармонизации со стандартами МЭК и СИСПР составляет не менее 95 %. Концепция законопроекта также позволяет привлечь для целей подтверждения соответствия имеющуюся в России испытательную базу, насчитывающую около 150 аккредитованных испытательных лабораторий в области электромагнитной совместимости. Вкладывать средства в принципиальное обновление существующей испытательной базы не потребуется.
Введение в силу Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" приведет к положительному экономическому эффекту и будет способствовать осуществлению единой технической политики государства, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
В связи с принятием настоящего федерального закона Правительство Российской федерации должно обеспечить разработку и утвердить следующие нормативные правовые акты:
1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости";
2) Правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости".
Принятие Федерального закона об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.