Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 383610-5 "Об инновационном центре "Сколково"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на обеспечение условий для создания и функционирования инновационного центра "Сколково" (далее - центр).
В соответствии с концепцией проекта федерального закона центр представляет собой специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям:
энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки инновационных энергетических технологий;
ядерные технологии;
космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (включая создание соответствующей наземной инфраструктуры);
медицинские технологии: оборудование, лекарственные средства;
стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Особые условия, формируемые в центре, сочетают в себе наиболее передовые решения в сфере градостроительной деятельности, специальные правила взаимодействия между лицами, находящимися на территории центра, а также набор преференций, предоставляемых организациям, осуществляющим исследовательскую деятельность.
Основным лицом, ответственным за создание и поддержание таких условий, является управляющая компания, которая отбирается в соответствии с решением Президента Российской Федерации и соответствует предусмотренным проектом федерального закона требованиям.
Для обеспечения возможности реализации градостроительной концепции проектом федерального закона предусмотрено закрепление права собственности на соответствующие земельные участки исключительно за управляющей компанией. Указанные земельные участки также предоставляются в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Кроме того, в этих целях управляющей компании предоставляется право использовать при создании и эксплуатации объектов, располагающихся на территории центра, технические, градостроительные, санитарно-эпидемиологические, противопожарные и иные подобные требования, применяемые государствами участниками таможенного союза или государствами, являющимися членами Организации экономического сотрудничества и развития.
Дополнительно в отношении территории центра предусматривается упрощенный порядок принятия необходимых градостроительных документов. В этой части проектом федерального закона также предусмотрен специальный порядок взаимодействия между органами местного самоуправления соответствующей территории и управляющей компанией.
При этом на управляющую компанию возлагается полная ответственность за последствия применения выбранных ею требований. Кроме того, для целей государственного контроля в соответствующих сферах нарушение используемых управляющей компанией требований будет иметь такие же правовые последствия, что и нарушение аналогичных российских нормативов.
В целях определения специальных правил взаимодействия между лицами, находящимися на территории центра, в обязанности управляющей компании включается утверждение документов, содержащих такие правила, а также включение во все сделки, заключаемые с лицами, осуществляющими деятельность на территории центра, обязательного условия о соблюдении ими утвержденных правил.
Для лиц, осуществляющих исследовательскую деятельность в центре, проектом федерального закона предусматриваются возможность компенсации расходов по уплате таможенных платежей в связи с ввозом товаров, необходимых для соответствующей деятельности, привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранных специалистов, а также право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.
Также лицам, осуществляющим исследовательскую деятельность в центре, предоставляется возможность получения некоторых налоговых льгот, которые предусмотрены в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".
Ключевым инструментом взаимодействия между лицами, осуществляющими исследовательскую деятельность в центре, и органами государственной власти является вводимый проектом федерального закона статус участника проекта. Участником проекта может быть признано российское юридическое лицо, созданное исключительно для цели осуществления исследований, а также иной деятельности, которая необходима для соответствующих исследований на территории центра.
Статус участника проекта предоставляется управляющей компанией в соответствии с требованиями, закрепленными в проекте федерального закона, на срок до десяти лет. Участник проекта, нарушивший требования, закрепленные в проекте федерального закона, или установленные в соответствии с ним правила, лишается своего статуса.
С учетом того, что предусмотренные проектом федерального закона некоторые изъятия из общего правового режима требуют усиления государственного контроля на территории центра, нормами проекта федерального закона предусмотрено создание специальных подразделений органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сферах внутренних дел, миграции, налогового контроля, таможенного дела, предупреждения и тушения пожаров, защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, защиты прав потребителей и благополучия человека, интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.
Принятие данного федерального закона позволит объединить усилия государства и частного бизнеса для скорейшего появления новых инновационных разработок и их коммерческой реализации. Решение поставленных перед центром задач станет стимулом для развития инновационной сферы в целом и формирования в Российской Федерации качественно новых конкурентоспособных исследовательских коллективов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об инновационном центре "Сколково"
Финансирование мероприятий, предусмотренных проектом федерального закона "Об инновационном центре "Сколково", будет осуществляться как за счет частных источников финансирования, так и за счет средств федерального бюджета.
Средства федерального бюджета, необходимые для реализации данного федерального закона, будут предусмотрены при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об инновационном центре "Сколково"
Принятие федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
5. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
11. Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
12. Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.