Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 384482-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день положения, касающиеся экспертизы отчетов об оценке, закреплены в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 05 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При этом в законодательстве Российской Федерации не закреплены понятия видов экспертиз отчетов об оценке, а также процедуры их проведения.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на законодательное закрепление понятия и видов экспертиз отчетов об оценке, минимальных требований к экспертам саморегулируемых организаций оценщиков, возможности саморегулируемой организации оценщиков устанавливать дополнительные требования к членам экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, требований о страховании ответственности эксперта, обязательных случаев проведения экспертизы.
Экспертиза отчета об оценке саморегулируемой организацией оценщиков законопроектом устанавливается как действия эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков - члена (членов) экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, направленные на проведение любого из видов экспертиз, установленных законом или федеральными стандартами оценки.
Определение видов экспертиз, порядка её проведения и требований к экспертному заключению отнесено законопроектом к компетенции федеральных стандартов оценки.
Законопроектом также устанавливается понятие экспертного заключения.
В целях повышения качественного состава экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков законопроектом предполагается введение единого квалификационного экзамена.
Также Законопроектом предусмотрены положения, касающиеся установления солидарной ответственности саморегулируемой организации оценщиков за убытки, причиненные заказчику, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, вследствие применения отчета об оценке или экспертного заключения о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.
Кроме того, Законопроект предусматривает увеличение размеров единовременной компенсационной выплаты по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю с шестисот тысяч до пяти миллионов рублей.
Данные нововведения направлены на устранение недостатков предыдущей редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) и позволят повысить качество услуг, предоставляемых оценщиками, в том числе, благодаря повышению качества экспертизы отчетов, а также закрепить единообразную практику процедур проведения экспертизы отчетов об оценке.
Следует отметить, что в соответствии с действующей редакцией Закона об оценке разработка федеральных стандартов оценки отнесена к компетенции Национального совета по оценочной деятельности.
В настоящее время Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", принятие которого потребует разработку и утверждение соответствующего федерального стандарта оценки.
В целях совершенствования механизма разработки федеральных стандартов оценки Законопроектом предусмотрено формирование программы разработки федеральных стандартов оценки, утверждаемой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, по согласованию с Национальным советом по оценочной деятельности.
Указанное положение позволит гарантировать разработку и утверждение федеральных стандартов оценки в сроки, необходимые для дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, в том числе, в области кадастровой оценки.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.