Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 392449-5 "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на устранение несоответствия норм статей главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования договорных отношений коммерческой концессии, теории и практике, сложившихся в странах с развитой рыночной экономикой по продаже товаров и оказания услуг, а также практике российских предприятий, работающих на условиях франчайзинга.
Глава 54 Гражданского кодекса имеет ряд запретительных механизмов, тормозящих развитие франчайзинга в России и не характерных для международной практики заключения подобных договоров. Следует отметить, что ведущие специалисты по франчайзингу критикуют многие положения главы 54 , считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России.
Критика некоторых положений главы 54 сводится к следующему:
1. Одним из серьезных сдерживающих факторов, препятствующих широкому развитию практики заключения договоров коммерческой концессии, является требование об их обязательной государственной регистрации.
В качестве средства индивидуализации, права на которое обязательно предоставляются пользователю, вводится, наряду с товарным знаком и знаком обслуживания, коммерческое обозначение (в качестве альтернативного варианта), что предоставляет участникам оборота большую свободу в выборе средства индивидуализации, позволяет начать работу до получения свидетельства на товарный знак.
Предлагается ввести дифференцированный подход и возлагать на стороны обязанность по регистрации договора в зависимости от состава предоставляемого комплекса исключительных прав.
Подлежат регистрации не все, а только те договоры коммерческой концессии, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами части 4 ГК.
Например, договор в отношении товарных знаков и патентов подлежит регистрации, а договоры в отношении коммерческого обозначения и ноу-хау - не подлежат.
Регламент государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности предписывает проведение множества контрольных процедур при проведении экспертизы представленных договоров: начиная от проверки сведений, указанных в заявлении и договоре, сведений, содержащихся в государственных реестрах, отсутствия противоречий и заканчивая проверкой надлежащей оплаты госпошлины, что затягивает в отдельных случаях процедуру регистрации на два и более месяцев.
Предлагаемые изменения в статью 1028 также сокращают срок регистрации договоров коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности до одного месяца
2. Вознаграждения, выплачиваемые правообладателю, обычно носят комплексный характер (единовременные и/или периодические, за поставленный товар, за рекламу и т.д.), поэтому в статье 1030 вместо союза "или" необходимо употреблять два союза, разделенных наклонной чертой "и/или".
3. Статья 1033 приводится в соответствие с антимонопольным законодательством. В соответствии с п. 1.2 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в рамках договора коммерческой концессии допускается установление и регулирование правообладателем цены перепродажи товара (работы, услуги), а также установление запрета на продажу продукции конкурентов правообладателя.
4. Статья 1034 "Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю", констатирующая субсидиарную ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзера и франчайзи. Наличие как субсидиарной, так и солидарной ответственности в значительной мере уменьшает доказанные всей мировой практикой преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных предприятий.
Правообладатель может отвечать только за те аспекты деятельности пользователя, которые он в состоянии проконтролировать в рамках договора.
Правообладатель не должен ставиться в заведомо худшее положение по сравнению с другими участниками оборота (включая иных контрагентов пользователя), которые несут ответственность строго в пределах своих договорных обязательств с пользователем.
5. Положения статьи 1035 о праве пользователя на заключение нового договора с правообладателем по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит здравому смыслу, так как условия через 5 - 10 лет (таков обычный срок договоров) могут существенно измениться.
Положение той же статьи об обязанности правообладателя при несоблюдении предыдущего условия не заключать с другими лицами аналогичные действующие на той же территории договора в течение трех лет является дискриминационным по отношении к правообладателям. В процессе ведения бизнеса может быть много причин, чтобы правообладатель имел основания не возобновлять договор с пользователем. Правообладатель должен иметь возможность обновить свою систему, а безусловная необходимость возобновлять договор "на тех же условиях" ставит серьезные препятствия на пути развития бизнеса. В связи с изложенным, сохраняя приоритетное право пользователя на заключение нового договора, предлагается исключить норму "на тех же условиях" и дать возможность правообладателю заключить новый договор на выгодных условиях либо с новым пользователем, либо приоритетно с пользователем по прекратившемуся договору, если этот пользователь согласен на эти условия.
Предлагаемый проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации" устраняет недостатки, присущие действующей главе и решает ряд принципиальных вопросов по стимулированию развития франчайзинга в России.
Принятие данного закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и государственных бюджетов других уровней и не приведет к необходимости корректировок договоров коммерческой концессии, заключенных на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.