Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 393320-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разработан в целях оптимизации государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Сегодня цены на многие виды продовольственных товаров не отражают общественно необходимых затрат на их производство и реализацию, не полностью учитывают потребительские свойства и качества изделий, не оказывают регулирующего воздействия на сбалансированность спроса и предложения. Они оказывают слабое воздействие на повышение качества продовольственных товаров, ускорение научно-технического прогресса и обновление производственных фондов предприятия. При этом, как правило, именно на продовольственные товары первой необходимости как на товары, пользующиеся каждодневным спросом, периодически наблюдается необоснованный и совершенно неограничиваемый (нерегулируемый) рост цен, когда торговая надбавка явно и многократно превышает цену производителя товара. Рост цен неизбежен, однако цены должны повышаться в тех пределах, чтобы не отбрасывать назад уровень жизни россиян.
В связи с изложенным проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочием по установлению предельных размеров оптовых надбавок (наценок) и предельных размеров розничных надбавок (наценок) к фактическим отпускным ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методикой и порядком установления указанных надбавок (наценок). Указанные методика и порядок позволят предусмотреть механизм администрирования данной нормы, включая систему фиксации продажной цены первому оптовому покупателю и особенности применения наценок каждым из последующих посредников. Таким образом, согласно концепции проекта основные рычаги воздействия на развитие торговли отдельными видами социально значимых продовольственных товаров первой необходимости будут находиться в руках Правительства Российской Федерации, что позволит обеспечить сбалансированность между сохранением конкурентности предпринимательской среды и разумным государственным вмешательством.
Проектом также предлагается установить в статье 20 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регламентирующей вопросы информационного обеспечения в области торговой деятельности, норму, согласно которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают на своих сайтах в сети Интернет и официально опубликовывают информацию об установленных на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости предельных размерах оптовых торговых надбавок (наценок) и предельных размерах розничных торговых надбавок (наценок) к фактическим отпускным ценам производителей указанных товаров. Кроме того, данная информация должна размещаться хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется продажа указанных товаров, в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме.
Представленный проект федерального закона направлен на обеспечение гарантий достойного уровня жизни граждан Российской Федерации, а также на разумное сдерживание цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.
Социально-экономическими последствиями принятия законопроекта являются оптимальное сочетание государственного регулирования цен с рыночными методами хозяйствования, что наиболее эффективно позволит не только насытить потребительский рынок необходимой продукцией, но и предложить ее покупателю по приемлемой цене, повышение уровня социальной защищенности граждан Российской Федерации, устранение случаев необоснованного завышения размеров торговых надбавок (наценок) к ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" дополнительных затрат из федерального бюджета не потребует.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" дополнительных затрат из бюджета Российской Федерации не повлечет.
Председатель |
К. Толкачев |
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" потребует разработки постановления Правительства Российской Федерации, определяющего методику расчета и порядок установления предельных размеров оптовых торговых надбавок (наценок) и предельных размеров розничных торговых надбавок (наценок) к фактическим отпускным ценам производителей на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.