Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 388871-5 "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается установить новое основание досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы пять или более раз не примет участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы или в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации без уважительных причин и такое обстоятельство будет установлено Верховным Судом Российской Федерации, то это будет являться основанием досрочного прекращения полномочий парламентария.
Таким образом, пять пропусков заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации в течение всего срока полномочий соответствующей палаты приведут к досрочному прекращению полномочий парламентария.
Вводится обязательность личного участия членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в заседаниях соответствующих палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также обязанность, согласно которой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы по факту неучастия в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны проинформировать об этом Председателя своей палаты и представить необходимые оправдательные документы (командировочное удостоверение, документы на отпуск, больничный лист, справку о задержке вылета самолета и т.п.).
Под уважительными причинами в данном законопроекте предлагается считать: отпуск, командировку, режим учебной деятельности (учебный отпуск), состояние здоровья члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, участие в работе органов, в состав которых член Совета Федерации, депутат Государственной Думы входят в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, выполнение поручений соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации и иных случаев, когда Верховный Суд Российской Федерации признает уважительной причину пропуска заседаний Совета Федерации, Государственной Думы (например, задержка (отмена) рейсов, какие-либо форс-мажорные ситуации и прочее).
Информация о фактах и причинах неучастия парламентариев на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации должна быть размещена на официальных сайтах Совета Федерации и Государственной Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для открытого доступа.
В случае, когда станет известным факт пропуска парламентарием пяти (и более) заседаний соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, установленные законом субъекты обращаются в Верховный Суд Российской Федерации. Если Верховный Суд Российской Федерации устанавливает факт такого пропуска, то принимает соответствующее решение. На основании указанного решения Верховного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий в соответствии с частью пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Аналогичный порядок уже предусмотрен пунктами "д" и "е" части первой статьи 4 Федерального закона "О статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в которых предусматривается досрочное прекращение полномочий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в случаях, если в отношении парламентариев вступит в законную силу обвинительный приговор суда или решение суда об ограничении их дееспособности, либо о признании их недееспособности.
Законопроектом предусматривается также обязанность парламентариев принимать личное участие в голосовании на пленарных заседаниях палат, что потребует исключения из регламентных норм Государственной Думы права оформлять специальные доверенности на право передачи своего голоса другому депутату во время голосования на пленарном заседании Государственной Думы. При этом остается возможность оформлять доверенности для голосования за других депутатов на заседаниях комитетов и комиссий палат.
Законопроектом подразумевается необходимость работы парламентариев в зале пленарных заседаний в течение всего дня пленарного заседания. Однако механизм решения данного вопроса (порядок регистрации в зале заседания, количество таких регистраций в течение дня, порядок присутствия в зале заседаний и в здании соответствующей палаты и т.п.) должен быть урегулирован регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 101 Конституции Российской Федерации вопросы организации внутренней деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации решаются их регламентами.
Законопроект не предусматривает дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Законопроект внесен по вопросу, являющемуся предметом исключительного ведения Российской Федерации (п. "в" и п. "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу или приостановления, других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 12 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не предусматриваются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.