Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 388777-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект имеет своей целью совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, законодательную регламентацию применения на автотранспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, нанесения на наружную поверхность транспортных средств цветографических схем и связанных с этим вопросов, включая вопросы административной ответственности за соответствующие правонарушения. Данный законопроект подготовлен в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и Итоговой декларации международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (Санкт-Петербург, 1 ноября 2007 года).
В настоящее время вопросы установки и применения специальных световых и звуковых сигналов регулируются подзаконными нормативными правовыми актами, такими как Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Указ Президента РФ N 1042), Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737 "О специальных световых и звуковых сигналах" (далее - Постановление Правительства РФ N 737), Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) и др. Ряд положений данных нормативных правовых актов не в полной мере согласуются друг с другом, а в некоторых случаях даже вступают в противоречие. Так, в Правилах дорожного движения (раздел 3 "Применение специальных сигналов") к специальных световым сигналам отнесены как проблесковые маячки синего и красного цветов, так и проблесковые маячки желтого, оранжевого и бело-лунного цветов. В соответствии с Правилами дорожного движения преимущество перед другими участниками движения имеют водители транспортных средств с включенными проблесковыми маячками синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом. Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности, а проблесковый маячок бело-лунного цвета служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц. Тогда как Указом Президента РФ N 1042, Постановлением Правительства РФ N 737 и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы применения специальных сигналов, выдачи разрешений на их установку, к специальным световым сигналам отнесены лишь световые сигналы (проблесковые маячки) синего и красного цветов.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", позволят создать законодательную базу, комплексно и системно регулирующую вопросы применения специальных световых и звуковых сигналов, а также повысить уровень правового регулирования указанных правоотношений.
Законопроект вводит в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" понятия "специализированное транспортное средство", "специальное транспортное средство", "устройство для подачи специальных световых сигналов", "устройство для подачи специальных звуковых сигналов", "цветографическая схема" и дает их определения.
Законопроект содержит исчерпывающий перечень транспортных средств, на которые могут быть установлены специальные световые и звуковые сигналы. К транспортным средствам, которые могут быть оборудованы устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, дающими преимущества в движении, отнесены специальные транспортные средства пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и военной автомобильной инспекции, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, имеющие на наружных поверхностях цветографические схемы; специальные транспортные средства федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и его территориальных органов, используемые для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы Российской Федерации, имеющие на наружных поверхностях цветографические схемы; транспортные средства государственных органов, наделенных федеральными законами полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, используемые при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; транспортные средства федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, используемые для перемещения лиц, подлежащих в соответствии с федеральным законодательством государственной охране, а также при проведении охранных мероприятий по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. Оборудование иных автомобилей вышеуказанными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов не допускается. Запрет на установку проблесковых маячков синего цвета и звуковых сигналов на служебные автомобили иных должностных лиц позволит значительно сократить количество транспортных средств, водители которых имеют преимущества перед другими участниками движения, что повысит безопасность дорожного движения.
Одновременно законопроект регулирует вопросы установки специальных световых сигналов, которые при включении не дают преимущества в движении, а служат для предупреждения об опасности или привлечения внимания.
Законопроект вводит прямой запрет на эксплуатацию транспортных средств с незаконно установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными на их наружную поверхность цветографическими схемами, путем дополнения статьи 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" новым пунктом.
Помимо этого пунктом 5 статьи 1 законопроекта устанавливаются повышенные требования к квалификации водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. К водителям таких транспортных средств должны предъявляться повышенные требования по возрасту и стажу управления автомобилем, что реализуется путем дополнения пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" новым абзацем, устанавливающим обязательные требования к лицам, получающим право управления транспортными средствами с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Законопроект вносит изменения в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), направленные на усиление ответственности за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Так как диспозиция статьи 12.35 Кодекса охватывает, в том числе, такие правонарушения как незаконное ограничение или прекращение движения транспортных средств, увеличение размеров административных штрафов за указанные противоправные деяния позволит усилить борьбу с "пробками" на дорогах, а также повысить безопасность дорожного движения. Кроме того, в связи с тем, что противоправные действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 12.35 Кодекса, имеют различную степень общественной вредности, законопроектом предлагается установить верхние и нижние пределы размеров административных штрафов, что позволит судьям дифференцировать административное наказание в зависимости от фактических обстоятельств дела, личности виновного, его имущественного положения.
Принятие законопроекта позволит расширить нормативную базу обеспечения безопасности дорожного движения, повысить уровень правового регулирования вопросов применения специальных сигналов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Вместе с тем внесение изменений в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повлечет дополнительные поступления средств в федеральный бюджет за счет увеличения размера административного штрафа за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признание утратившими силу, приостановление или принятие актов федерального законодательства.
Изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подлежат:
а) Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения";
б) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737 "О специальных световых и звуковых сигналах";
в) Положение о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года N 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов";
г) Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств";
д) Приказ Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 19 февраля 2007 года N 167 "О выдаче разрешений на установку на транспортных средствах опознавательных знаков, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов".
Признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и в статью 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подлежат:
а) Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737 "О специальных световых и звуковых сигналах";
б) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2007 года N 58 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737";
в) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 386 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737";
г) Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 123 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737";
д) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 539 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 года N 737".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.