Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 391528-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость"
Досье на проект федерального закона
Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее сложным налогом в российской налоговой системе. Именно с этим налогом связано большинство споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Как показывает практика, одной из наиболее серьезных проблем, связанных с порядком исчисления и уплаты НДС, является проблема обоснования применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов. В своем Бюджетном послании Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" Президент Российской Федерации, определяя цели и задачи налоговой политики государства, справедливо отметил, что "практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость". В качестве задачи совершенствования Налогового кодекса РФ Президент РФ указал на необходимость "исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость".
Принятие данного проекта федерального закона позволит усовершенствовать механизм подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по тем работам (услугам), которые связаны с экспортом товаров. Действующая редакция подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ определяет перечень работ (услуг), которые подлежат налогообложению по ставке 0 процентов. Пункт 4 статьи 165 НК РФ, в свою очередь, определяет перечень документов, которыми следует подтверждать правомерность применения ставки 0% по работам (услугам), связанным с экспортом.
Основными проблемами действующей редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ являются открытый перечень работ (услуг), связанных с экспортом товаров, и противоречия между статьями 164 и 165 НК РФ в части определения признаков работ (услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.
Помимо того, что ни налогоплательщики, ни налоговые органы не имеют четкого понимания того, на какие работы (услуги) указанные нормы, неточность их формулировок приводит к тому, что налогоплательщики, выполняющие работы (услуги), связанные с экспортом, не могут обосновать свое право на применение ставки 0%, в то время, как общую ставку 18% они применить не вправе с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П). Ситуация усугубляется тем, что названной нормой к данному роду работ (услуг) причислены "и иные подобные работы (услуги)", в то время, как четких признаков этих работ (услуг) в статье 164 НК РФ практически нет.
В целях решения перечисленных вопросов законопроектом предусмотрен закрытый перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0%, ограниченный только теми работами (услугами), которые непосредственно связаны с трансграничными сделками. Кроме того, данный перечень работ (услуг) разделен на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен свой специфический перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0 %.
Это позволит более четко определить в статье 164 НК РФ работы (услуги), облагаемые по ставке 0%, и, соответственно, в статье 165 НК РФ более четко определить перечень документов, обосновывающих применение налогоплательщиком данной ставки.
Таким образом, законопроект решает существующую на сегодняшний день проблему обоснования применения ставки 0% по работам (услугам), связанным с перемещением товаров через границу Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.