Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 391677-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за оказание транспортных услуг без государственной регистрации"
Досье на проект федерального закона
Развитие и совершенствование экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, так как автомобильным парком страны ежедневно перевозится более 80 миллионов пассажиров, в котором значимое место занимает таксомоторный транспорт (20-25 миллионов пассажиров в год).
Анализ государственного регулирования рынка таксомоторных перевозок в ряде иностранных государств (см. Сравнительную характеристику государственного управления таксомоторным транспортом) позволил выделить некоторые основные моменты.
Сравнительная характеристика
государственного управления таксомоторным транспортом за рубежом
Страна |
Степень контроля |
Основные методы управления |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Япония |
Высокая |
Лицензирование, контроль за ставками тарифов, жесткие штрафные санкции |
Устойчивое законодательство, вежливость, аккуратность водителей |
Фиксированные тарифы |
Великобритания |
Низкая |
Лицензирование, прохождение курсов, проверка водителей |
Квалификация водителей, качество обслуживания |
|
Канада |
Высокая |
Лицензирование, ценообразование, квалификационная подготовка водителей |
Качество обслуживания, квалификационные и высокопрофессиональные водители |
Фиксированные тарифы |
США |
Высокая |
Лицензирование, контроль за доходами, регламентирование перевозок |
Ограниченное количество лицензий, контрактные перевозки |
Невысокие требования к квалификации водителей-таксистов |
Испания |
Средняя |
Лицензирование, аттестация водителей, контроль за состоянием автомашин |
Высокая квалификация водителей, качественное и быстрое обслуживание, устойчивая законодательная база, наличие квалифицированного управляющего органа |
|
Финляндия |
Высокая |
Лицензирование, контроль за ставками тарифов, жесткие штрафные санкции |
Стабильное законодательное регулирование отрасли, квалифицированное обслуживание, высокие доходы таксистов |
Фиксированные тарифы |
Германия |
Высокая |
Лицензирование, программа подготовки водителей |
Знание водителями улиц, правил дорожного движения, контроль за техническим состоянием автомобиля |
Фиксированные тарифы, низкий заработок водителей |
Как видно из таблицы во всех развитых иностранных государствах таксомоторный транспорт жестко контролируется государством, что обеспечивается развитой системой лицензирования и разработанными критериями допуска на рынок таксомоторных услуг. Основными из них являются стандарты качества при допуске к профессии, профессиональная квалификация водителей такси и повышенные требования к техническому состоянию автомобильного транспорта, осуществляющего таксомоторные перевозки, государственное регулирование тарифов на таксомоторные перевозки с контролем таксомоторной деятельности со стороны государства.
В то же время в Российской Федерации получила довольно широкое распространение предпринимательская деятельность по оказанию транспортных услуг гражданами без лицензий и без регистрации.
Особенно нелегальная деятельность в таксомоторных перевозках развита в Москве. В 2008 году в Москве был принят Закон "О такси в городе Москве". Однако обеспечение населения таксомоторными перевозками в значительных объемах продолжает осуществляться нелегальными таксистами. Во многих регионах России нет положения о реестре таксомоторных компаний, документа о бесплатных стоянках для такси. Отсутствуют положения о специальном знаке городского такси, о порядке аттестации водителей такси на знание города, установлению только определенного цвета такси и марки машин.
Все это способствует развитию теневого оборота для осуществления нелегального бизнеса в таксомоторной деятельности.
По статистическим данным официальных таксистов в Москве насчитывается около 10000 тысяч, а 40000 работают нелегально. Из нелегальных таксистов налоги никто платить не собирается. Некоторые специалисты оценивают емкость рынка таксомоторных перевозок более 100 миллиардов рублей в год.
Теневая деятельность по оказанию транспортных услуг организуется криминальными и полукриминальными структурами, которые организуют поиск клиентов, охрану нелегальных такси, взаимосвязь с различными ведомствами и т.д. и которые также получают значительные финансовые средства от этой деятельности.
Статья 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. Статья имеет широкий диапазон применения, имея в виду различную деятельность от мелкой торговли до изготовления различной продукции, орудий производства и даже сырья.
Соответственно наказание за вышеназванные нарушения предусмотрены в виде незначительного штрафа (см. пункты 1 и 2 статьи 14.1) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
За организацию нелегальной таксомоторной деятельности ответственность в статье и КоАП РФ не предусмотрена.
Авторы законопроекта предлагает отдельной статьей 14.1.1 установить административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. Предлагается установить административную ответственность в виде административного штрафа с конфискацией полученного дохода. Одновременно в новую статью вводится и вторая часть об установлении административной ответственности за организацию транспортного предприятия без государственной регистрации по оказанию транспортных услуг с использованием трех и более транспортных средств либо с использованием транспортного средства без государственной регистрации для единовременной перевозки более восьми граждан. Предлагается установить административную ответственность в виде административного штрафа на граждан и юридических лиц с конфискацией транспортных средств.
Изменения, вносимые в статьи 23.1 и 23.8, являются техническими и устанавливают, что рассматривать дела об указанных нарушениях будут, как и по нарушениям, предусмотренным статьей 14.1, суды, а составлять протоколы вправе будут, как и по нарушениям, предусмотренным статьей 14.1, органы внутренних дел и должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за оказание транспортных услуг без государственной регистрации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за оказание транспортных услуг без государственной регистрации" не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.