Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 329832-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которой общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и соответствующее им количество судебных участков составляют 74 единицы.
Указанное число мировых судей определено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которому судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.
Вместе с тем при определении указанного числа мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за единицу расчета законодателем были приняты не предельные показатели, а средняя численность населения на одном судебном участке, которая составляла 19 тыс. человек.
Необходимо учесть, что для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры расчет численности населения, приходящегося на один судебный участок, весьма условен, так как зачастую реальное число обслуживаемого мировым судьей населения превышает число зарегистрированных в данной местности жителей в несколько раз. Это объясняется высокой динамикой развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и, соответственно, большой миграцией населения, а также широким применением вахтового метода работы (в настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре вахтовым методом работает 77 907 человек).
Население Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 1 января 2009 года, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, составило 1 519,9 тыс. человек. Средняя численность населения на одном судебном участке составляет 21 тыс. человек. Однако фактическое распределение населения на судебных участках неравномерно.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре есть судебные участки с большим количеством населения и сравнительно невысокой нагрузкой на одного мирового судью, а есть участки, которые по количеству населения не превышают максимально допустимые значения, но по нагрузке значительно превосходят как среднеокружные, так и среднероссийские показатели.
В ряде административно-территориальных образований численность населения, проживающего на одном судебном участке, превышает или приближается к максимальной расчетной численности, предусмотренной федеральным законодательством. Так, в Нефтеюганском районе численность населения, проживающего на одном судебном участке, в среднем составляет 23,2 тыс. человек, г. Нефтеюганске - 23,5 тыс. человек, г. Радужный - 23,9 тыс. человек, г. Ханты-Мансийске - 23,9 тыс. человек, Сургутском районе - 23,7 тыс. человек, Советском районе - 23,7 тыс. человек.
Если ранее в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре использовалась возможность регулирования загруженности мировых судей за счет изменения границ судебных участков, то в настоящее время в связи с рассмотрением ими большого количества судебных дел она не дает практических результатов. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством судебные участки располагаются в пределах границ административно-территориальных образований, что не позволяет создавать судебные участки, юрисдикция которых распространялась бы на территорию двух и более административно-территориальных образований.
Опыт работы мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры свидетельствует о том, что критерием создания судебных участков должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел.
Статистические данные о работе мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре подтверждают сохранение тенденции ежегодного увеличения служебной нагрузки на одного мирового судью.
Практика работы мировой юстиции в автономном округе показывает, что без увеличения числа мировых судей и количества судебных участков качественно изменить ситуацию с большими нагрузками на мировых судей невозможно.
При определении числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре необходимо учитывать, что практически все районы автономного округа имеют большую площадь территории, и, как следствие этого, расстояния между судебными участками и населенными пунктами районов являются значительными, что в комплексе с существующими проблемами транспортного сообщения и климатическими условиями, особенно в зимний период, затрудняет полноценный доступ населения к мировым судьям, нарушая конституционные права граждан.
Настоящий законопроект предусматривает с 1 января 2011 года увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 6 единиц и доведение их общего числа до 80 единиц.
Предлагаемое законопроектом увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре позволит создать в автономном округе судебные участки с учетом его административно-территориального деления, географических и иных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, будет способствовать стабилизации работы мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, улучшению качества разрешения судебных дел и более широкому доступу граждан к правосудию.
Расчет необходимого увеличения общего числа мировых судей и соответствующего ему количества судебных участков в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прилагается.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на содержание шести дополнительных единиц мировых судей произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Расходы на содержание мирового судьи включают:
денежное содержание мирового судьи;
ЕСН (взнос);
расходы на санаторно-курортное лечение мирового судьи и членов его семьи;
расходы на оплату проезда мирового судьи и членов его семьи к месту отдыха и обратно;
расходы на приобретение служебного обмундирования.
Денежное содержание мирового судьи состоит из:
должностного оклада;
50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда;
доплаты за квалификационный класс;
доплаты за выслугу лет;
надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;
денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал, год;
начисляемых на заработную плату районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом увеличения должностных окладов в 1,085 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 1099 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации" оклад мирового судьи составляет 17 059,04 рубля.
Денежное содержание одного мирового судьи в месяц состоит из:
должностного оклада - 17 059, 04 рубля;
50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда - 8 529,52 рубля;
доплаты за квалификационный класс (20 процентов) - 3 411,81 рубля;
доплаты за выслугу лет - (17 059,04 + 3 411,81) х 4:12 = 6 823,62 рубля;
надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы - 17 059,04:12 = 1 421,59 рубля;
премии - (17 059,04 + 3 411,81) х 5:12 = 8 529,52 рубля;
районного коэффициента - (17 059,04 + 8 529,52 + 3 411,81 + 6 823,62 + 1 421,59 + 8 529,52) х 50 процентов = 22 887,55 рубля;
процентной надбавки - (17 059,04 + 8 529,52 + 3 411,81 + 6 823,62 + 1 421,59 + 8 529,52) х 50 процентов = 22 887,55 рубля;
Итого денежное содержание одного мирового судьи в месяц - 91 550,20 рубля.
Материальная помощь в размере двух должностных окладов в год с учетом доплаты за квалификационный класс - (17 059,04 + 3 411,81) х 2 = 40 941,70 рубля.
ЕСН (взнос) в год - (91 550,20 х 12 + 40 941,70) х 6,2 процента = 70 651,73 рубля.
Расходы на санаторно-курортное лечение мирового судьи и членов его семьи в год - 22 000 рублей (стоимость одной путевки) х 3 человека = 66 000 рублей.
Расходы на оплату проезда мирового судьи к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", расходы на оплату проезда членов семьи мирового судьи к месту отдыха и обратно в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - 30 000 рублей х 3 человека = 90 000 рублей.
Расходы на приобретение служебного обмундирования на одного мирового судью в год - 7 500 рублей.
Всего расходы на одного мирового судью в год составят 91 550,20 рубля х 12 месяцев + 40 941,70 рубля + 70 651,73 рубля + 66 000 рублей + 90 000 рублей + 7 500 рублей = 1 373 695,83 рубля.
Расходы на содержание шести мировых судей в год за счет средств федерального бюджета составят 8 242 174,98 рубля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.