Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 385394-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) вносит изменения в законодательство Российской Федерации в связи с изменением организации управления системой обязательного медицинского страхования и уточнением полномочий по финансовому обеспечению организации оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских организациях за счет средств обязательного медицинского страхования.
В настоящее время полномочия по оказанию первичной медико-санитарной и скорой (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой) медицинской помощи закреплены за муниципальными образованиями, а по специализированной медицинской помощи - за субъектами Российской Федерации. Вышеуказанное разграничение приводит к усилению дифференциации в уровне доступности и качества медицинской помощи не только между субъектами Российской Федерации, но и между муниципальными образованиями в пределах одного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, разграничение полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в части оказания медицинской помощи не позволяет обеспечить оптимизацию мощности медицинских организаций в соответствии с потребностями населения, проживающего на конкретной территории, а также затрудняет внедрение единых комплексных порядков оказания медицинской помощи.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части разграничения реализации полномочий Российской Федерации по управлению средствами обязательного медицинского страхования и полномочий субъектов Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи. В проекте закона установлено, что особенности финансового обеспечения полномочий совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации за счет средств бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом предлагается закрепить полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами Российской Федерации, что позволит обеспечить преемственность видов медицинской помощи, наиболее эффективное использование сети медицинских учреждений. За органами муниципального самоуправления предлагается закрепить полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи. Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации сохраняется возможность делегирования полномочий по организации оказания медицинской помощи муниципальным образованиям в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предлагаемая законопроектом структура управления системой оказания медицинской помощи обеспечивает сокращение дифференциации условий оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и, как следствие, создание условий для перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования и переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу.
В результате увеличения тарифа страхового взноса работодателей на обязательное медицинское страхование на два процентных пункта, в части зачисляемой в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, дополнительные поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование направляются на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями отчета Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о деятельности Правительства Российской Федерации, представленного 20 апреля 2010 года в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, указанные средства будут направлены на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем в здравоохранении и внедрение стандартов оказания медицинских помощи, в том числе установление дополнительный государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам. Законопроектом предлагается внесение изменений в часть 2 статьи 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", определяющих, что в течение 2013 - 2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, определенных в части 1 указанной статьи, применяются пониженные тарифы страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,7 процента, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0 процента.
В проекте закона учтено, что средства, предусмотренные на реализацию дополнительных государственных гарантий, полученные неработающими пенсионерами и неиспользованные на софинансирование медицинской помощи не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения), в связи с этим предлагается дополнить статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации соответствующим пунктом.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", определяющих, что особенности выбора страхователем страховой медицинской организации при обязательном медицинском страховании устанавливаются Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В законопроекте учтено, что регистрация страхователей работающих граждан осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, при этом для целей персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, устанавливается обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлять в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сведения о работающих застрахованных лицах, в порядке, определяемом соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В связи с необходимостью обработки персональных данных застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования, законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в статью 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В целях реализации положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части модернизации механизма оплаты расходов на оказание медицинской помощи в случае причинения вреда здоровью застрахованного лица из средств Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным, законопроектом предлагается установить, что обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется в виде возмещения расходов, связанных с лечением застрахованного после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, произведенных за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При этом за счет средств обязательного социального страхования оплачиваются расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных, и их лечением, которое осуществляется на территории Российской Федерации медицинскими организациями, не включенными в систему обязательного медицинского страхования.
В целях реализации принципа равенства перед законом, установленного статьей 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, законопроектом предусматривается установления права уполномоченных лиц государственных внебюджетных фондов привлекать к административной ответственности плательщиков страховых взносов (страхователей), совершивших административные правонарушения в части нарушения, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов, обязанности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В целях обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования законопроектом предлагается внесение изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определяющего, что минимальный размер уставного капитала страховой медицинской организации осуществляющей обязательное медицинское страхование определяется на основе базового размера ее уставного капитала, равного ста двадцати миллионам рублей.
Законопроектом предусматривается вступление в силу с 1 января 2011 года, за исключением статьи 1, определяющей минимальный размер уставного капитала страховой медицинской организации осуществляющей обязательное медицинское страхование, для которой, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливается переходный период до 1 января 2012 года.
Принятие данного законопроекта не требует выделение дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В связи с изменением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления может потребоваться перераспределение доходных источников и объемов межбюджетных трансфертов в рамках межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.