Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 385392-5 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (принят 28 июня 1991 года N 1499-1) не соответствует современным требованиям к организации обязательного государственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.
Не созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации. Отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу не дает возможность обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации вне зависимости от формы собственности.
В настоящее время не установлены требования к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что приводит к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, качества и объема медицинской помощи, оказываемой в различных субъектах Российской Федерации. Не определен правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования как субъектов системы обязательного медицинского страхования. Отсутствуют положения о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации, что приводит к трудностям в предоставлении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Отсутствуют нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи. Несовершенна структура управления системой обязательного медицинского страхования.
Проект федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Основные положения законопроекта соответствуют Федеральному закону от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Закрепляются принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования: всеобщий характер обязательного медицинского страхования, государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков, автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.
Проект закона определяет субъекты обязательного медицинского страхования: застрахованные лица, страхователи, страховщик - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские организации. Определен правовой статус всех субъектов обязательного медицинского страхования и механизм их взаимодействия.
К застрахованным лицам отнесены работающие и неработающие граждане Российской Федерации. Установлено, что постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же права и обязанности в системе обязательного медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Страхование детей с рождения до государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, после государственной регистрации рождения по достижении совершеннолетия либо по приобретении ими дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - страховой медицинской организацией, выбранной их родителями или другими законными представителями.
Проектом закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" закрепляется право застрахованного лица на выбор/замену страховой медицинской организации. Исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выбор страховых медицинских организаций. Застрахованное лицо будет вправе заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Гражданин будет обладать правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования. Информация о медицинских организациях и страховых медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, будет доступна для граждан на сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сети Интернет. Законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Медицинским организациям не будет требоваться решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об их участии в системе обязательного медицинского страхования.
В целях повышения информированности граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи предусматривается право застрахованного лица на получение от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного (индивидуального) учета в системе обязательного медицинского страхования.
Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации.
Проект закона закрепляет право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Законопроектом устанавливается, что страхователями для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование, предусмотренные частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предусматривается право страхователя на получение информации от страховщика, связанной с регистрацией страхователей и уплатой страховых взносов. Страхователь сможет выступать в качестве представителя застрахованного лица для упрощения процедуры выбора или замены страховой медицинской организации.
Предлагается установление единого страховщика в системе обязательного медицинского страхования - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:
обеспечение нормативного и методологического единства функционирования системы обязательного медицинского страхования;
аккумулирование и управление средствами обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации путем предоставления дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, формирование и использование резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
осуществление контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
осуществление контроля за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования законодательства по обязательному медицинскому страхованию и за использованием средств в системе обязательного медицинского страхования субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения проверок и ревизий;
определение общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в области обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют следующие функции:
утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения страховых медицинских организаций;
персонифицированный учет застрахованных лиц и персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам вне территории страхования.
осуществление сбора, учета и контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
взыскание с плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения недоимки по страховым взносам, штрафы, пени;
предъявление исков к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица;
предъявление в интересах застрахованного лица требований к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
Страховые медицинские организации осуществляют следующие функции:
прием заявления о выборе страховой медицинской организации от граждан и регистрация граждан в качестве застрахованных лиц;
выдачу застрахованному лицу страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования;
заключение с медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, договоров на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными договорами на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Предусматриваются системы экономических стимулов, которые мотивируют страховые медицинские организации осуществлять контроль качества медицинской помощи, обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц. Законопроектом устанавливается поощрение страховым медицинским организациям в зависимости от показателей здоровья застрахованных лиц, что будет побуждать страховые медицинские организации способствовать осуществлению профилактических мероприятий в медицинских организациях, внедрению наиболее эффективных методов лечения, заключению договоров с наиболее успешно работающими медицинскими организациями.
Закрепляется возможность возмещения страховым медицинским организациям расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица и компенсация расходов на оказание медицинской помощи застрахованному лицу в случае причинения вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве. Устанавливаются санкции к страховым медицинским организациям за неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи.
В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды между медицинскими организациями. В действующих условиях тариф на медицинскую помощь по базовой программе обязательного медицинского страхования включает лишь расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочие расходы и является неполным, что ограничивает участие частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. В целях повышения доступности медицинской помощи застрахованным гражданам, за счет включения в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, законопроект предусматривает возможность перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в связи с установлением оплаты медицинской помощи по тарифу, включающему все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. В период с 2011 по 2012 года тариф на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации может включать в себя часть элементов структуры тарифа, установленной законопроектом, а именно, часть расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. Тариф на оплату медицинской помощи устанавливается соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и страховых медицинских организаций. Тарифы на оплату медицинской помощи являются едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.
Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2013 года, а высокотехнологичная медицинская помощь - с 2015 года.
Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования предусматривает закрепление доходных источников, сформированных по страховым принципам:
страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения;
страховые взносы субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Предусматривается защита от финансовых рисков в системе обязательного медицинского страхования. Предполагается установление резервов в страховых медицинских организациях. Резерв оплаты медицинской помощи используется в случае недостатка средств у страховой медицинской организации на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий является инструментом снижения затрат на оказание медицинской помощи и стимулирования медицинских учреждений, достигающих наилучших результатов в лечебном процессе.
Функции перестраховщика в системе обязательного медицинского страхования выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который формирует нормированный страховой запас и резерв финансирования профилактических мероприятий.
Финансовое обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах средств, установленных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств, установленных законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем установленный в федеральном законе о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация права застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования устанавливается на основании договоров, заключенных между субъектами обязательного медицинского страхования. В законопроекте установлены виды и содержание договоров в системе обязательного медицинского страхования.
Законопроектом закреплено осуществление контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе обязательного медицинского страхования и договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Определен порядок и механизм их проведения. Предусмотрены контрольные функции со стороны фондов обязательного медицинского страхования в целях обеспечения защиты интересов застрахованных лиц.
Предусматриваются условия для организации единого информационного пространства в рамках системы обязательного медицинского страхования на основе введения персонифицированного учета. Персонифицированный учет предполагает:
введение полиса единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующего на всей территории Российской Федерации;
ведение единого регистра застрахованных лиц в Российской Федерации;
персонификацию объемов оказанной медицинской помощи, расходов на ее оказание за счет средств обязательного медицинского страхования, а также результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи;
обоснованное прогнозирование потребности в объемах медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программ обязательного медицинского страхования.
Особенностью реализации законопроекта в 2011 - 2012 годах является финансовое обеспечение за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. Средства, направляемые на модернизацию здравоохранения субъектов Российской Федерации, будут использоваться на следующие цели:
укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе новое строительство, в размере до 100 млн. рублей в расчете на один объект, обеспечивающее завершение строительства ранее начатых объектов, а также текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений;
внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телекоммуникационных систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
подготовка к внедрению стандартов оказания медицинской помощи, в том числе установление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.
Реализация указанных мер будет осуществляться на основе региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации путем подписания соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом. В 2011 и 2012 годах средства на модернизацию здравоохранения в субъекте Российской Федерации будут предоставляться при условии установления объема финансирования здравоохранения в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в размере, не менее установленного в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в 2009 и 2010 годах.
В целях исключения необходимости замены всеми гражданами Российской Федерации с 1 января 2011 года страховых медицинских полисов переходные положения законопроекта устанавливают, что граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, после вступления в силу настоящего Федерального закона будут обладать правами застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом. Замена полисов будет производиться по обращениям граждан, а также осуществляться выдача полисов вновь застрахованным.
Принятие проекта федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, изменению, дополнению, или принятию в связи с принятием федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части внесения изменений в следующие Федеральные законы:
1) Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4; 1999, N 47, ст. 5622; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4858; 2005, N 10, ст. 760; 2007, N 49, ст. 6048; 2010, N 17, ст. 1988);
2) Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 1755; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739);
3) Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 28, ст. 2887; N 43, ст. 4108);
4) Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686; 2008, N 29, ст. 3417);
5) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2002, N 19, ст. 1792; 2005, N 1, ст. 17, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст.2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст.1464; N 21, ст.2455; N 30, ст. 3747, ст. 3805, ст. 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 14, ст. 1576);
6) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2005, N 1, ст. 30);
7) Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 20);
8) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 5, ст. 5037; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 30, ст. 3739);
9) Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484; 2005, N 1, ст. 17, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 49, ст. 5744; N 52, ст. 6236);
10) Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2008, N 27, ст. 3126);
11) Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716);
12) Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738).
Принятие проекта федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" потребует принятия:
1) Федерального закона "О тарифе страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения";
2) Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций";
3) Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования";
4) Постановления Правительства Российской Федерации об издании разъяснений по единообразному применению федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
5) Постановления Правительства Российской Федерации о порядке финансового обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусматривается финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации за счет страховых взносов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Плательщиками страховых взносов являются страхователи - работодатели и другие категории юридических и физических лиц, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части неработающего населения в соответствии со статьей 7 проекта федерального закона. Законопроект предполагает установление минимального размера тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения федеральным законом.
В соответствии с вносимыми изменениями в Федеральный закон от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предполагается с 2011 года зачисление в доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховых взносов работодателей по ставке 3,1% и 2% соответственно. В настоящее время зачисление ставок страховых взносов работодателей осуществляется в доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по ставке 1,1 процента и доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования по ставке 2 процента.
Средства, полученные в связи с увеличением ставки тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в соответствии с положениями отчета Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 20 апреля 2010 года о деятельности Правительства Российской Федерации, представленного в Государственной Думе Российской Федерации, в 2011 и 2012 годах будут направлены на следующие цели:
- 300 млрд. рублей - укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений, приобретение медицинского оборудования в соответствии с современными требованиями;
- 24 млрд. рублей - внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
- 136 млрд. рублей предполагается направить на повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг по следующим статьям затрат, таким как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование. За счет указанных средств будет также осуществляться софинансирование оплаты медицинской помощи, оказанной неработающим пенсионерам.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации будут использоваться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации будут заключаться соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом, в порядке, который определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, средства, полученные в связи с увеличением ставки тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, могут использоваться для укрепления материально-технической базы и внедрения новых информационных технологий в федеральных учреждениях здравоохранения, полномочия собственника которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, и подведомственные ему федеральные органы исполнительной власти.
Основным направлением расходов средств обязательного медицинского страхования предполагается финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в части обязательного медицинского страхования. За Федеральным фондом обязательного медицинского страхования закрепляются полномочия по выравниваю финансовых возможностей территориальных программ обязательного медицинского страхования путем предоставления дотаций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения публичного характера формирования средств на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования предусматривается утверждение в составе бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования дотаций на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования, полномочия по утверждению стоимости которых предлагается закрепить за органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования осуществляется исходя из стоимости территориальных программ, рассчитанных по численности населения субъекта Российской Федерации, подушевого норматива финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования, устанавливаемого ежегодно Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, в соответствии с методикой, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем установленный в федеральном законе о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Действующий подушевой норматив финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования, предусмотренный Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, составляет 4059,6 руб. и учитывает включение в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, расходов на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов, химикатов и прочих материальных запасов, расходов по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходов на питание.
Законопроектом предусматривается поэтапный в течение 2011-2012 годов переход на оплату по полному тарифу медицинской помощи за счет передачи средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание учреждений здравоохранения с включением в тариф статей расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в условиях действия проекта закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" представлено в Таблице. Указанное финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования планируется следующим образом.
В 2011 году стоимость программы обязательного медицинского страхования исходя из норматива финансового обеспечения 4059,6 руб. и средств, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях реализации принципа одноканальности оплаты медицинских услуг, составит 840,6 млрд. руб. Источниками финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования являются страховые взносы работодателей в размере 315,0 млрд. руб. и страховые взносы на неработающее население в размере 224,7 млрд. руб., передача средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание учреждений здравоохранения в размере 173,0 млрд. руб. (в случае одномоментного перехода всех субъектов Российской Федерации на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет системы ОМС и включения указанных расходов в тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения), а также средства на повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинской помощи в связи с осуществлением программ модернизации в размере 37,6 млрд. руб. Недостаток средств системы обязательного медицинского страхования по сравнению с установленным федеральным нормативом в 2011 году составит 90,3 млрд. руб.
В 2012 году стоимость программы обязательного медицинского страхования исходя из норматива финансового обеспечения 4059,6 руб. и средств, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, составит 858,3 млрд. руб. Источниками финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования являются страховые взносы работодателей в размере 361,0 млрд. руб. и страховые взносы на неработающее население в размере 239,3 млрд. руб., передача средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание учреждений здравоохранения в размере 190,7 млрд. руб., а также средства на повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинской помощи в связи с осуществлением программ модернизации в размере 37,6 млрд. руб. Недостаток средств системы обязательного медицинского страхования по сравнению с установленным федеральным нормативом в 2012 году составит 29,7 млрд. руб.
В 2011-2012 годах территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов финансового обеспечения, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования. При этом, дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также связанные с ними объемы, утверждаются в территориальной программе обязательного медицинского страхования раздельно от входящих в состав базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2013 году стоимость программы обязательного медицинского страхования исходя из норматива финансового обеспечения 4059,6 руб., дополнительных расходов, связанных с переходом на полный тариф ОМС и включением скорой медицинской помощи в ОМС, составит 1272,8 млрд. руб. Источниками финансового обеспечения программы обязательного медицинского страхования являются страховые взносы работодателей в размере 712,0 млрд. руб. и страховые взносы на неработающее население в размере 254,9 млрд. руб., передача средств из бюджетов на содержание учреждений здравоохранения в размере 229,0 млрд. руб., на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи - 76,9 млрд. руб. В 2013 году на всей территории Российской Федерации будет обеспечено финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в соответствии с единым федеральным нормативом.
Законопроектом предусматривается с 2011 по 2013 год переходный период к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с единым минимальным тарифом страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, устанавливаемым федеральным законом.
Таблица
Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования
млрд. руб. | ||||
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Стоимость Программы ОМС |
667,6 |
840,6 |
858,3 |
1272,8 |
Источники финансового обеспечения программы ОМС, в том числе: |
465,5 |
750,3 |
828,6 |
1272,8 |
-Страховые взносы работодателей |
255,5 |
315,0 |
361,0 |
712,0 |
-Страховые взносы на неработающее население |
210,0 |
224,7 |
239,3 |
254,9 |
Передача расходов бюджетов в ОМС, в том числе: |
|
|
|
|
- Содержание учреждений здравоохранения субъектов РФ |
- |
173,0 |
190,7 |
229,0 |
- Скорая медицинская помощь |
- |
- |
- |
76,9 |
Повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинской помощи в связи с осуществлением программ модернизации |
- |
37,6 |
37,6 |
- |
Разница между установленным федеральным нормативом и обеспеченностью программы ОМС |
202,1 |
90,3 |
29,7 |
0 |
Из стоимости программы дополнительные расходы бюджетов субъектов РФ к осуществляемым в настоящее время |
|
14,7 |
14,6 |
15,6 |
В расчете использована численность постоянного населения - 141,97 млн.чел., численность неработающего населения - 82,9 млн. чел. В 2011-2012 гг. стоимость программы обязательного медицинского страхования приводится с учетом средств на обеспечение стандартов медицинской помощи, объем страховых взносов работодателей указан без увеличения ставки взносов на 2% (за исключением средств, направляемых на обеспечение стандартов медицинской помощи), за вычетом трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Региональные программы дают возможность создать условия для выравнивания условий оказания медицинской помощи, а также финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, будет осуществлена модернизация сети учреждений, оказывающих медицинскую помощь и осуществлена подготовка к внедрению стандартов и порядков оказания медицинской помощи.
Для формирования сбалансированной системы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования законопроект предусматривает разделение финансовых рисков между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. В целях устранения зависимости системы обязательного медицинского страхования от равномерности поступления доходов, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также страховые медицинские организации формируют резервы.
Размер резервируемых средств предусматривает возможность осуществления расходов независимо от превышения запланированных объемов оказания медицинской помощи. Размер необходимых средств резервов определяется как сумма недопоступлений средств относительно среднемесячного размера доходов в течение года и превышений расходов над среднемесячным размером расходов в течение года и составляет, исходя из данных прошлых лет, 5,9% поступлений за год, что является потребностью во временно свободных средствах резервов.
Предусматривается установление единого предельного размера резервов оплаты медицинской помощи страховых медицинских организаций в размере 4% годовых поступлений - не более половины среднемесячного размера средств, запланированных для предоставления страховой медицинской организации на очередной год. Средства данных резервов направляются на предупреждение финансовых рисков страховых медицинских организаций и используются на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, в том числе в случае превышения установленных в договоре объемов медицинских услуг после дополнительной экспертизы. Объем резерва обусловлен необходимостью оплаты медицинских услуг в ряде случаев сверх запланированных объемов в связи с неравномерной обращаемостью граждан Российской Федерации за медицинской помощью. Формирование резервов оплаты медицинской помощи в установленных размерах способствует повышению самостоятельности страховых медицинских организаций, но не позволяет им аккумулировать большие объемы временно свободных денежных средств, не используемых на оплату медицинской помощи в текущем периоде.
Устанавливается, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования в целях предупреждения финансовых рисков формируют нормированные страховые запасы в размере 4% годовых поступлений - не более половины среднемесячного размера планируемых поступлений средств территориального фонда обязательного медицинского страхования на очередной год. Территориальные фонды направляют страховым медицинским организациям средства из нормированных страховых запасов в случае отсутствия у страховых медицинских организаций средств для оплаты медицинской помощи. Средства нормированных страховых запасов территориальных фондов обязательного медицинского страхования предназначены для предупреждения финансовых рисков страховых медицинских организаций в связи с недостатком средств на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи при недопоступлении средств в систему обязательного медицинского страхования или значительном превышении запланированных объемов оказания медицинской помощи сверх условного постоянного уровня. Средства нормированных страховых запасов территориальных фондов обязательного медицинского страхования предоставляются страховым медицинским организациям при условии исчерпания средств резервов оплаты медицинской помощи и резервов финансового обеспечения предупредительных мероприятий страховых медицинских организаций.
Вместе со средствами резервов страховых медицинских организаций средства нормированных страховых запасов территориальных фондов обязательного медицинского страхования достаточны для покрытия расходов по обязательному медицинскому страхованию в случае снижения объемов поступлений доходов в систему обязательного медицинского страхования, превышении запланированных объемов оказания медицинской помощи.
Функции перестраховщика в системе обязательного медицинского страхования выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который формирует нормированный страховой запас, размер которого устанавливается федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Средства из данного резерва выделяются территориальным фондам обязательного медицинского страхования в случае отсутствия у них необходимых средств при:
- значительном снижении объемов поступлений доходов в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования и, как следствие, недостаточности средств на финансовое обеспечение государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в полном объеме;
- превышении порогового значения заболеваемости в субъектах Российской Федерации.
Помимо резервов, формируемых в целях предупреждения исключительно финансовых рисков, в рамках системы обязательного медицинского страхования предполагается резервирование целевых средств в целях стимулирования медицинских организаций и страховых медицинских организаций к повышению качества оказываемых ими услуг, мотивации к эффективному использованию ресурсов.
Страховые медицинские организации формируют резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий в размере 2% годовых поступлений - не более одной четвертой среднемесячного размера средств, запланированных для предоставления страховой медицинской организации на оплату медицинской помощи на очередной год. Средства из данного резерва направляются на финансирование мероприятий по улучшению состояния здоровья населения.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования формируют резервы финансирования профилактических мероприятий в размере 2% годовых поступлений - не более одной четвертой среднемесячного размера планируемых поступлений средств территориального фонда на очередной год. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования также формирует резерв финансирования профилактических мероприятий, размер которого устанавливается федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Средства данных резервов используются с целью предупреждения в первую очередь рисков потери здоровья либо причинения ущерба здоровью населения и направлены на развитие медицинской профилактики, улучшение качества предоставляемой медицинскими организациями медицинской помощи. Кроме того, за счет средств резервов финансирования профилактических мероприятий территориальных фондов обязательного медицинского страхования будет осуществляться стимулирование страховых медицинских организаций к повышению качества их деятельности и эффективности расходования средств.
Таким образом, резервирование средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляется в размере 12% суммы поступлений в систему обязательного медицинского страхования, в том числе на резервы оплаты медицинской помощи в страховых медицинских организациях и нормированные страховые запасы в территориальных фондах обязательного медицинского страхования - 8% суммы поступлений системы обязательного медицинского страхования, резервы финансового обеспечения предупредительных мероприятий - 4% суммы поступлений системы обязательного медицинского страхования. Данный объем средств резервов обеспечивает устойчивость, автономность и сбалансированность системы обязательного медицинского страхования. Объем резервируемых средств является достаточным, а порядок их использования не создает стимулы к аккумуляции излишнего объема временно свободных средств.
После завершения реализации региональных программ модернизации здравоохранения, реализация законопроекта "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" будет предусматривать финансовую автономность системы обязательного медицинского страхования путем закрепления источников формирования доходов системы и не будет предусматривать предоставление средств бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования из средств федерального бюджета в целях решения задач обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.