Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 394201-5 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
Целью разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - законопроект) является установление механизмов предупреждения недобросовестных действий страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также страховых организаций, осуществляющих деятельность в рамках международных систем страхования.
Законопроектом профессиональное объединение страховщиков, созданное и действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон), наделяется правом устанавливать порядок квотирования изготовления бланков страховых полисов обязательного страхования и порядок приостановления отгрузки бланков страховых полисов обязательного страхования страховым организациям, систематически нарушающим требования страхового законодательства и правила профессиональной деятельности.
Целесообразность внесения указанных изменений обусловлена прежде всего защитой интересов конечных потребителей страховых услуг - потерпевших и страхователей.
Квотирование изготовления бланков страховых полисов обязательного страхования является в настоящий момент одним из наиболее эффективных способов обеспечения контрольной функции профессионального объединения страховщиков за соблюдением страховыми организациями требований правил профессиональной деятельности, что предусмотрено статьями 25 и 26 Федерального закона и уставом профессионального объединения страховщиков.
Механизм квотирования изготовления бланков страховых полисов обязательного страхования и приостановление их отгрузки позволяют воздействовать на страховые организации, систематически нарушающие требования страхового законодательства, и активно влиять на предотвращение негативных последствий от деятельности недобросовестных страховых организаций, умышленно наращивающих объемы обязательств, исполнение которых не происходит.
Совокупный объем обязательств, не исполненных страховыми организациями, у которых отозваны лицензии на осуществление страхования, уже составил 6,7 млрд. рублей (выплаты из компенсационных фондов).
За период с 1 мая 2005 года по 1 мая 2010 года страховыми организациями, у которых были отозваны лицензии, не возвращено в профессиональное объединение страховщиков 2,49 млн. бланков страховых полисов обязательного страхования, то есть ежегодно более 500 тысяч человек фактически могут оказаться владельцами недействительных бланков страховых полисов обязательного страхования.
Квотирование изготовления бланков страховых полисов обязательного страхования и возможность приостановления отгрузки бланков страховых полисов обязательного страхования в отношении недобросовестных страховых организаций позволяет повысить дисциплину страховых организаций в части учета и хранения бланков страховых полисов обязательного страхования, сократить риски банкротства страховых организаций, предотвратить неконтролируемый сбыт (теневой оборот) бланков страховых полисов обязательного страхования, а, следовательно, позволяет профессиональному объединению страховщиков оперативно влиять на деятельность своих членов, обеспечивая стабильную работу рынка обязательного страхования и защиту интересов конечного потребителя страховой услуги. При этом квотирование изготовления целесообразно установить исключительно в отношении бланков страховых полисов обязательного страхования, так как в отличие от последних бланки страховых сертификатов в рамках международных систем страхования являются именными - страховщики, осуществляющие операции в рамках данных систем, несут полную ответственность по своим бланкам, в том числе утраченным, включая ответственность по страховым случаям, что сводит к минимуму нарушение страховщиками в рамках международных систем страхования правил учета и хранения этих бланков.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.