Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - законопроект и Закон соответственно) является изменение требований к качеству структуры капитала страховщиков, определение процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования, совершенствование бухгалтерского учета и отчетности субъектов страхового дела, а также установление основ для введения в страховых организациях системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях повышения эффективности управления рисками.
Законопроектом вводится ряд понятий, характеризующих финансовую устойчивость страховщиков с учетом международной практики регулирования страховой деятельности и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Так, понятие "собственные средства" заменено на понятие "собственный капитал", введены понятия "субординированные займы", "внутренний контроль", "внутренний аудит", "специализированная отчетность".
Законопроектом определены критерии к содержанию нормативных правовых актов, утверждаемых органом страхового регулирования, которыми регулируется:
а) размещение страховщиками средств собственного капитала;
б) размещение страховщиками средств страховых резервов;
в) расчет страховщиками нормативного соотношения собственного капитала и принятых обязательств;
г) формирование страховщиками страховых резервов.
Установление конкретных критериев к Правилам размещения средств собственного капитала, Правилам размещения средств страховых резервов, Положению о расчете нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств, Правилам формирования страховых резервов позволит усовершенствовать регулирование направлений деятельности страховщиков, от которых напрямую зависит их финансовая устойчивость и платежеспособность, а также повысит его прозрачность.
Законопроектом предусматривается возможность привлечения страховой организацией субординированного займа - долгосрочного долгового инструмента, позволяющего увеличить капитализацию страховщика в короткий срок. Данный инструмент возможно использовать в качестве меры повышения финансовой устойчивости страховщиков и их финансового оздоровления.
В международной практике субординированные займы являются частью более широкой группы инструментов, обобщенно именуемых "гибридным капиталом", т.е. капиталом, который одновременно имеет признаки акционерного капитала и долгового инструмента. Повышение уровня капитала страховщика путем привлечения субординированных займов более привлекательно для его собственников ввиду отсутствия необходимости внесения изменений в учредительные документы страховщика и их регистрации.
Субординированный заем страховая организация вправе учесть при расчете нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств при выполнении определенных условий, устанавливаемых законопроектом.
Привлечение страховщиками субординированных займов широко распространено в странах Европейского Союза (ЕС). С внесением изменений в Директиву Совета Европы 79/267/ЕЕС в отношении требований к марже платежеспособности, устанавливаемых для страховых организаций, специализирующихся на страховании жизни Директивой Европейского Парламента и Совета Европы 2002/12/ЕС от 5 марта 2002 г., а также с внесением изменений в Директиву Совета Европы 73/239/ЕЕС в отношении требований к марже платежеспособности, устанавливаемых для страховых организаций, специализирующихся на видах страхования иных, чем страхование жизни, Директивой 2002/13/ЕС Европейского Парламента и Совета Европы от 5 марта 2002 г. в странах ЕС допускается включение в фактическую маржу платежеспособности страховщика субординированных займов (кредитов), но при выполнении определенных требований в части предельного размера, минимального срока привлечения, условий погашения и др.
Законопроектом предусмотрена возможность мониторинга финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей (коэффициентов), утверждаемых органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования. Эта мера направлена на объективность оценки эффективности деятельности страховщиков, их финансовой устойчивости и платежеспособности, и позволит осуществлять более действенный контроль за страховщиками со стороны органа страхового надзора, наделив его инструментом выбора форм и методов контроля за ними, включая составление классификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска, влияющих на деятельность страховщиков, и применение мер пруденциального надзора.
Законопроектом расширяется положение Закона о формировании страховщиками фонда предупредительных мероприятий (ФПМ), устанавливается источник формирования ФПМ (чистая прибыль), а также обязанность страховщиков утверждать порядок формирования и использования ФПМ в Положении о формировании фонда предупредительных мероприятий и осуществлении предупредительных мер страховой организации.
Законопроектом уточняется действующая норма Закона о том, что страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Страховые резервы являются расчетной величиной, отражающей неисполненные или исполненные не полностью обязательства страховщика по договорам страхования, сострахования и перестрахования. Изъяты могут быть только средства страховых резервов, т.е. активы, в которые размещены страховые резервы.
Законопроектом определяется процедура передачи страхового портфеля, которая осуществляется в случае замены страховщика в договоре страхования.
С учетом специфики страховых правоотношений предусматриваются требования к договору о передаче страхового портфеля, регламентация действий страховщика, передающего страховой портфель, и страховщика, принимающего страховой портфель, порядок оформления документов, а также утверждение органом страхового регулирования Положения о передаче страхового портфеля, в котором будет определен более четкий порядок и процедуры передачи страхового портфеля в соответствии с критериями, установленными законопроектом.
Законопроектом определено, что при передаче страхового портфеля не применяются правила о получении согласия кредитора о переводе долга на другое лицо, а действует определенный Законом порядок согласования замены страховщика со страхователями и иными лицами, в пользу которых заключен договор страхования (застрахованные лица, выгодоприобретатели). При осуществлении передачи страхового портфеля страховщик должен направить письменное обращение страхователю либо иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования (застрахованному лицу, выгодоприобретателю), и получить согласие хотя бы одного из них. При этом указанное обращение должно быть направлено с уведомлением о вручении и содержать просьбу об ответе в течение 10 дней с момента получения. Помимо этого, указанное обращение должно быть опубликовано в трех периодических печатных изданиях и в сети "Интернет". Если в течение 45 дней с момента получения указанными лицами обращения страховщик не получает ответа, он вправе передать права и обязанности (обязательства) по такому договору другому страховщику.
Законопроектом установлено, что передача страхового портфеля может также осуществляться в случаях и по основаниям, предусмотренным федеральными законами об обязательных видах страхования, при отзыве лицензии и (или) несостоятельности (банкротстве) страховщика, в порядке, установленном федеральными законами. Эта мера, допускающая особый порядок осуществления передачи страхового портфеля, направлена на согласованность положений законопроекта с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", главой IX которого установлены особенности банкротства страховых организаций. Кроме того, в статье 32.8 действующей редакции Закона содержится положение, обязывающее субъект страхового дела в случае отзыва лицензии исполнить обязательства, вытекающие из договоров страхования либо осуществить их передачу другому страховщику.
Законопроектом уточняются нормы Закона о ведении страховщиками бухгалтерского учета и составлении отчетности. В частности, раскрывается понятие специализированной отчетности страховщиков, представляемой в орган страхового надзора, определяется информация, раскрываемая в ней. Действующая редакция Закона не предусматривает необходимости составления и представления страховщиками специализированной отчетности (отчетности, представляемой в порядке надзора), в том числе отчета о составе участников (акционеров) страховщика, необходимого для определения квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.
Законопроект устанавливает основы организации внутреннего контроля и внутреннего аудита в страховой организации, призванных повысить эффективность управления рисками и соблюдение страховщиком законодательства Российской Федерации, выполнение им правил (стандартов) профессиональной деятельности, принятых профессиональными объединениями, союзами, ассоциациями страховщиков. Законопроектом определен круг лиц, которые осуществляют внутренний контроль, предусмотрены права и обязанности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) страховщика, определено содержание Правил организации и осуществления внутреннего аудита, которые должны быть утверждены страховщиком и представлены в орган страхового надзора, установлены квалификационные требования к внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) страховщика.
Кроме того, в законопроекте уточняются особенности проведения обязательного аудита страховщиков, в частности, устанавливается необходимость составления аудиторской организацией по результатам ежегодного обязательного аудита страховщика наряду с аудиторским заключением заключения о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, состоянии его внутреннего контроля.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" потребует принятия:
1) нормативного правового акта органа страхового регулирования, устанавливающего формы отчетности субъектов страхового дела, состав их показателей, порядок составления и представления указанных форм в орган страхового надзора;
2) нормативного правового акта органа страхового регулирования, устанавливающего порядок расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств страховщика, с учетом привлеченных субординированных займов;
3) нормативного правового акта органа страхового регулирования, устанавливающего правила размещения средств собственного капитала страховщика;
4) нормативного правового акта органа страхового регулирования, утверждающего Положение о передаче страхового портфеля;
5) акта органа страхового надзора, устанавливающего систематизированный перечень финансовых показателей (коэффициентов) оценки финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;
6) акта органа страхового надзора, устанавливающего условия и форматы представления отчетности страховщиков и страховых брокеров в виде набора файлов по электронной почте или на сменных носителях информации, а также соотношения (взаимоувязки) ее показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.