Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 392729-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусмотрено внесение ряда изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на введение в Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций.
При определенных условиях, к которым прежде всего следует отнести высокую долю участия одной организации в другой организации, что подразумевает высокую степень контроля со стороны управляющей компании (основного общества) за деятельностью дочерних обществ, а также ограничениях взаимозависимые организации можно рассматривать как единое предприятие (единую хозяйственную единицу).
Введение в действие института консолидации налогоплательщиков непосредственно связано с внесением изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на совершенствование системы противодействия трансфертному ценообразованию.
Установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволит создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства.
Во-первых, использование консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплата этого налога в целом исходя из финансового результата по консолидированной группе налогоплательщиков снижает стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками такой группы налогоплательщиков с целью минимизации сумм указанного налога. Соответственно, снижаются и негативные эффекты, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Во-вторых, создаются условия для объединения ряда процедур налогового администрирования, применяемых по отношению к участникам консолидированной группы налогоплательщиков, путем переложения основных обязанностей по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, уплате пеней и штрафов, а также по представлению в налоговый орган соответствующей налоговой декларации на одно лицо - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Это приведет к снижению издержек, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
В-третьих, объединение налоговой базы по налогу на прибыль организаций создает для взаимозависимых организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков преференции, которые выражаются в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников этой группы при исчислении налога на прибыль организаций.
Законопроект содержит следующие основные положения.
1. В законопроекте предусмотрено определение консолидированной группы налогоплательщиков, которой признается добровольное объединение налогоплательщиков на основе договора в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. Предлагаемое определение отражает два основных условия создания консолидированной группы налогоплательщиков:
добровольный характер участия в группе;
формирование группы на основе договора и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Поскольку консолидированная группа налогоплательщиков является новым для налоговых органов объектом администрирования, на первом этапе предлагается ограничить круг организаций, которые могут входить в состав этой группы.
Право на создание консолидированной группы предполагается предоставить российским организациям - налогоплательщикам налога на прибыль организаций.
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90 процентов, и на дату подписания договора о создании такой группы для всех в совокупности ее участников выполняются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации условия:
1) сумма федеральных налогов, отраженных в представленных в налоговые органы налоговых декларациях за предшествующий календарный год составляет свыше 15 млрд. руб.;
2) суммарный объем выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также от операционных доходов по данным бухгалтерской отчетности за предшествующий календарный год составляет свыше 100 млрд. руб.;
3) сумма активов по данным бухгалтерской отчетности на 1-е число календарного года, в котором создается консолидированная группа налогоплательщиков, составляет свыше 1000 млрд. руб.
Законопроект предусматривает также ряд ограничений для включения в одну консолидированную группу налогоплательщиков организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, и, как следствие, по-разному исчисляющих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
3. Предлагаемый законопроект предусматривает обязательные условия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, порядок его регистрации, а также основания для отказа в его регистрации.
Законопроектом предусмотрена регистрация договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в налоговом органе по месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков определяется договором о создании такой группы. Ответственный участник получает право представлять интересы других участников консолидированной группы налогоплательщиков при исполнении обязанностей по налогу на прибыль организаций в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Прочие участники консолидированной группы налогоплательщиков несут обязанности, связанные со своевременным информированием ответственного участника о своих налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций и представлением ответственному участнику документов, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
4. Поскольку законопроектом предусмотрено, что для участников консолидированной группы действует особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, а также представления налоговой декларации в налоговый орган, при проведении самостоятельных налоговых проверок в отношении каждого из участников отдельно, а затем по группе в целом возникали бы риски повторных выездных налоговых проверок.
В целях исключения рисков проведения повторных выездных налоговых проверок и обеспечения комплексного анализа налоговой базы в ходе проверки законопроектом предусмотрено внести в статью 89 Налогового кодекса Российской Федерации изменение, согласно которому выездная налоговая проверка по вопросам своевременности и правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций участниками консолидированной группы налогоплательщиков должна проводиться в отношении всех участников этой группы одновременно.
5. Для обеспечения справедливого распределения налоговых доходов от налога на прибыль организаций, поступающих от консолидированных групп налогоплательщиков, между бюджетами субъектов Российской Федерации законопроектом предусмотрено, что налоговая база каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков определяется ответственным участником этой группы в порядке, аналогичном расчету налога для организаций, имеющих обособленные подразделения на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Для каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков налоговая база определяется исходя из средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества конкретного участника консолидированной группы налогоплательщиков соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества по консолидированной группе налогоплательщиков в целом.
Уплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации должна осуществляться в порядке, установленном договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
Законопроектом предусмотрено, что участники консолидированной группы налогоплательщиков солидарно несут субсидиарную ответственность по исполнению обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, соответствующих пеней и штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения таких обязанностей ответственным участником группы.
Кроме того, предлагается определить особенности применения налоговыми органами мер, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, учитывая особый статус ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. При этом предполагается, что в случае принятия налоговым органом решения о взыскании налога на прибыль организаций, соответствующих пеней, штрафа решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке должно приниматься в первую очередь именно в отношении счетов ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Взыскание недоимки, пеней и штрафа должно обращаться также в первую очередь на денежные средства на счетах в банках ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности денежных средств на счетах в банках ответственного участника ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков допускается обращение взыскания недоимки, пеней и штрафа на денежные средства на счетах в банках и иное имущество других участников консолидированной группы налогоплательщиков.
6. В связи с тем, что для целей определения консолидированной расчетной базы и налоговой базы каждого участника группы в консолидированном налоговом учете консолидированная группа налогоплательщиков рассматривается как единая организация, предусматриваются особенности определения консолидированной расчетной базы, в частности, при определении налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков не учитывается финансовый результат (прибыль или убыток) от проведения хозяйственных операций между организациями - участниками консолидированной группы налогоплательщиков.
Механическое исключение из единой налоговой декларации по налогу на прибыль организаций финансового результата операций между организациями - участниками консолидированной группы налогоплательщиков не позволяет обеспечить полное исключение при определении налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков результатов соответствующих операций. Поэтому законопроектом предусмотрены положения, направленные на обеспечение преемственности данных налогового учета при совершении операций между участниками консолидированной группы налогоплательщиков.
Так, законопроектом предусмотрено, что при передаче актива (обязательства) между участниками консолидированной группы налогоплательщиков оценка актива (обязательства) в налоговом учете участников консолидированной группы остается неизменной, т.е. отражает оценку объекта по данным налогового учета передающей стороны. В частности, при передаче (реализации) между участниками консолидированной группы налогоплательщиков объектов амортизируемого имущества их первоначальная стоимость, методы и порядок расчета сумм амортизации по указанным объектам не изменяются, а положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность начисления амортизационной премии по приобретенным объектам основных средств, не применяются.
7. Для предотвращения злоупотреблений, выражающихся в оптимизации налоговых обязательств организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков, при вхождении организаций в состав консолидированных групп налогоплательщиков, а также при функционировании таких групп законопроектом предусмотрен ряд ограничений на принятие убытков организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков для целей налогообложения, в частности, не допускается суммирование убытков участников консолидированной группы налогоплательщиков (включая убытки, полученные от использования обслуживающих производств и хозяйств, в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации), полученных ими до участия в этой группе, с прибылью других участников данной группы. При этом перенос на будущее таких убытков может быть возобновлен после выхода организации из состава консолидированной группы налогоплательщиков.
Кроме того, предусмотрено ограничение на перенос на будущее убытков, полученных организациями - участниками консолидированной группы в результате совершения операций с другими участниками этой группы в течение налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором прекращено действие такой группы (организация вышла из состава консолидированной группы налогоплательщиков). Это обусловлено тем, что в налоговых периодах, предшествующих прекращению действия консолидированной группы налогоплательщиков (выходу организации из состава консолидированной группы налогоплательщиков), при определении обязательств по налогу на прибыль организаций не учитывались результаты операций между организациями - участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Соответственно переданные между участниками активы и обязательства принимались по данным налогового учета передающей стороны. Разрешение переноса на будущее соответствующих убытков потребовало бы механизмов корректировки налоговой базы за налоговые периоды, предшествующие прекращению действия консолидированной группы налогоплательщиков (выходу организации из состава консолидированной группы налогоплательщиков).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов , необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" потребуется издать следующие приказы Федеральной налоговой службы:
1) об утверждении формы расчета скорректированной налоговой базы участника консолидированной группы налогоплательщиков и порядка ее заполнения;
2) об утверждении формы налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков и порядка ее заполнения.
Указанные нормативные правовые акты необходимы для обеспечения проведения расчетов скорректированной налоговой базы каждым участником консолидированной группы налогоплательщиков, а также для представления в налоговые органы налоговых деклараций консолидированными группами налогоплательщиков, включая расчеты по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Срок подготовки указанных актов - три месяца со дня принятия Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков".
Головной исполнитель по разработке указанных актов - Федеральная налоговая служба, соисполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.