Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 386529-5 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(по вопросу освобождения граждан от призыва на военную службу)
Досье на проект федерального закона
Проводимая в настоящее время реформа Вооруженных Сил Российской Федерации направлена на повышение профессионализма военнослужащих, в первую очередь путем исключения неквалифицированной деятельности военнослужащих (исключение силами военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, многих видов хозяйственных работ (например, приготовление пищи).
В течение длительного времени в Российской Федерации наблюдается ежегодное уклонение части призывников от призыва на военную службу различными методами, в том числе немалое распространение получила передача денежных средств лицам, от которых зависит принятие или непринятие решения о призыве конкретного молодого человека, не желающего получить профессиональное обучение военному делу.
Авторы законопроекта предлагают ввести в Российской Федерации практику, достаточно распространенную в ряде цивилизованных стран меру, когда вместо призыва гражданин вносит на счет Министерства обороны определенные денежные средства, которые затем используются на оборонные (военные) нужды соответствующего государства. Таким образом гражданин приносит государству пользы больше, чем если бы он был призван на военную службу и обучался военному делу против своего желания.
Освобождение от призыва за определенную плату узаконено в Грузии, Киргизии, Узбекистане, Турции, Монголии, Греции, Албании и других странах.
Статьей 23 "Освобождение от призыва на военную службу" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пунктом первым устанавливаются основания для освобождения граждан от военной службы, которые признаны не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу или прошедшие военную службу в другом государстве.
Одновременно пунктом вторым указанной статьи устанавливается, что право на освобождение от призыва на военную службу имеют также граждане имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
Освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пунктом вторым указанной статьи имеют также граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов или граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Учитывая острый дефицит финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, авторами законопроекта предлагается дополнить соответствующей нормой пункт второй статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающий право граждан на освобождение от военной службы по призыву.
Предлагается установить, что такое право предоставляется тем, кто внесет на специальный счет Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере одного миллиона рублей.
Решение о расходовании средств, поступивших таким образом в ведение Министерства обороны, может принять только Министр обороны Российской Федерации и только на нужды боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.
Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-полковник В. Смирнов заявил, что количество "уклонистов" от призыва на военную службу во время осеннего призыва 2008 года составило 5 345 человек, в то же время во время осеннего призыва 2009 года количество "уклонистов" превысило 17 тыс. человек.
Всего в Российской Федерации насчитывается 198,6 тыс. человек, уклоняющихся от призыва на военную службу (в Москве их более 45 тысяч). Способы, которые выбирают "уклонисты" все время совершенствуются: по данным средств массовой информации незаконная покупка военного билета стоит более 5 тыс. долларов США, незаконная покупка фиктивного медицинского заключения о непригодности к службе в армии стоит более 10 тыс. долларов США, привлечение и использования адвоката для получения освобождения от военной службы по призыву оценивается суммой более 10 тыс. долларов США.
Используются также уклонение от получения повестки явиться в военкомат, переезд на новое место жительства без снятия с воинского учета и т.д.
В 2009 году к уголовной ответственности за обнаруженные преступления, связанные с уклонением от прохождения военной и альтернативной службы привлечено более 400 человек, к административной ответственности за разнообразные нарушения законодательства о призыве граждан привлечено около 13 тысяч человек.
Повсеместно стало отстранение и увольнение работников военкоматов за полученные взятки. На протяжении многих лет вопросам коррупции в военкоматах не уделялось должного внимания. В итоге взяточничество стало нормой жизни для многих чиновников и офицеров в военкоматах. При проведении проверок Главной военной прокуратурой за 9 месяцев 2009 года выявлено 1400 преступлений коррупционной направленности, при этом материальный ущерб составил более 2,5 миллиарда рублей. 70% такого рода преступлений совершили офицеры и медицинские работники.
Ведение платности за освобождение граждан от военной службы по призыву позволит искоренить взяточничество в военкоматах и значительно уменьшит количество преступлений и правонарушений .
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребуется дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(по вопросу освобождения граждан от призыва на военную службу)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу освобождения граждан от призыва на военную службу) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(по вопросу освобождения граждан от призыва на военную службу)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу освобождения граждан от призыва на военную службу) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.