Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 387203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - законопроект) предлагается:
установить с 1 января 2011 года в качестве лицензионных требований к организациям, осуществляющим закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, наличие во владении организации отдельного (выделенного) стационарного складского помещения площадью не менее 1000 квадратных метров;
установить с 1 января 2013 года в качестве лицензионных требований к организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции, наличие в собственности производственных и складских помещений.
Для реализации указанных изменений предлагается включить в перечень документов, необходимых для получения лицензии, копии документов, подтверждающих право владения производственными и складскими помещениями (с 1 января 2011 г. подтверждающие наличие во владении складских помещений не менее 1000 кв. м у организаций оптовой торговли алкогольной продукцией, а с 1 января 2013 г. подтверждающие наличие в собственности производственных и складских помещений у организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота алкогольной продукции).
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции, в большей мере имеющему место в сегменте оптового звена алкогольного рынка.
Производство нелегальной алкогольной продукции и ее оборот несут угрозу здоровью и жизни населения Российской Федерации и тем самым затрагивают как конституционные права граждан, в том числе закрепленное частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья, так и интересы государства, обязанного обеспечить их соблюдение и защиту.
Законопроект разработан с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя 12 августа 2009 г. (г. Сочи) от 10 сентября 2009 г. N Пр-2426.
По данным Росстата в 2009 году производство алкогольной продукции (водка и ликероводочные изделия) составило 112,7 млн. дкл., при этом реализовано через розничную сеть 168,9 млн. дкл. Таким образом, нелегальный оборот алкогольной продукции в Российской Федерации в 2009 году оценивается в размерах порядка 40% рынка алкогольной продукции.
По данным лицензирующего органа наибольшее количество правонарушений зафиксировано в организациях оптового сегмента алкогольного рынка.
В настоящее время на территории Российской Федерации деятельность по оптовой торговле алкогольной продукцией осуществляют 2973 организации. Из них имеют площадь складских помещений:
1000 и более квадратных метров - 30%;
от 500 до 1000 квадратных метров - 27%;
от 100 до 500 квадратных метров - 36%;
менее 100 квадратных метров - 7%.
Организации оптовой торговли обеспечивают алкогольной продукцией порядка 117000 организации розничной торговли, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
В среднем в субъекте Российской Федерации на одного оптового поставщика алкогольной продукции приходится 30-40 организации, осуществляющие розничную торговлю указанной продукцией.
В случае возможного сокращения числа оптовых организаций указанное соотношение может достигнуть 1 к 80, что не приведет к дестабилизации алкогольного рынка в части снабжения розничной сети алкогольной продукцией.
В 2009 году среди организаций в которых выявлены правонарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции большая их часть это организации оптовой торговли, при чем доля организаций в которых выявлены административные правонарушения составляет 67% из числа проверенных организаций оптового звена, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель для проверенных организаций-производителей алкогольной продукции.
Совершившие административные правонарушения организации оптовой торговли, как правило, используют складские помещения небольшой площади (до 1000 квадратных метров). Данные организации служат только для оформления официальных документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, в целях сокрытия фактов нелегального оборота. При этом легальный оборот алкогольной продукции ими практически не осуществляется. Одновременно с этим осуществляется нелегальный оборот продукции через неуказанные в лицензиях склады.
Принятие законопроекта будет способствовать исправлению сложившейся ситуации путем создания условий, требующих соответствия объемов легального оборота организации оптовой торговли, её мощности по складским площадям. Тем самым с рынка оптовой торговли алкогольной продукции будут выведены организации, осуществляющие фиктивную деятельность в указанном сегменте алкогольного рынка и обладающие недобросовестными конкурентными преимуществами.
Представляется важным введение лицензионного требования обязательности владения организацией на правах собственности производственных и складских помещений (основных производственных фондов) как одно из важных условий обеспечивающее должную ответственность (организации) в отношении законодательства Российской Федерации.
Устанавливаемое ограничение по площади складских помещений и срокам их аренды предлагается ввести с 1 января 2011 года, с учетом того, что у большинства организаций оптовой торговли действие лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции заканчивается в 2011 году и с целью обеспечения возможности приведения организациями оптовой торговли условий своей деятельности в соответствие с вводимыми лицензионными требованиями. А ограничение в части требования обязательного владения организацией на правах собственности производственных и складских помещений (основных производственных фондов) с 1 января 2013 года с учетом необходимости решения ими вопросов связанных с их приобретением и оформлением указанного права.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" потребует изменения и дополнения следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции""
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.