Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 400726-5 "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 137 "О некоторых вопросах государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации" предусмотрена разработка проекта федерального закона, направленного на установление правовых основ государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Статья 15 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.) вводит понятия аэропортовых и подобных им сборов, которые могут взиматься или разрешены для взимания Договаривающимися государством за пользование аэропортами и аэронавигационными средствами. Пункт 3 предисловия к Политике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, принятой Советом ИКАО 22 июня 1992 г., определяет данные сборы как платежи, взимаемые для возмещения расходов на предоставление средств и обслуживания для гражданской авиации, а налоги - как платежи, взимаемые для увеличения общих доходов национальных и местных правительств, которые используются в неавиационных целях. Данные положения, определяющие правовую природу сборов за услуги в области гражданской авиации (в том числе за аэронавигационное обслуживание), отсутствуют в законодательстве Российской Федерации.
Кроме того, некоторые нормы Воздушного кодекса Российской Федерации не согласуются с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Так, например, положения пункта 1 статьи 64, предусматривающие установление уполномоченным органом в области гражданской авиации правил формирования и применения тарифов в области гражданской авиации, не согласуются с положениями последнего абзаца статьи 6 Федерального закона "О естественных монополиях", в котором определены полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению основ ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов, а также с положениями абзаца третьего статьи 11 данного федерального закона, в котором определены полномочия органа регулирования естественных монополий по установлению правил применения тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца третьего статьи 11" следует читать "абзаца третьего пункта 1 статьи 11"
Во исполнение вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации, а также в целях устранения неоднозначных подходов при применении названных норм воздушного права и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации".
Данным законопроектом предусмотрено:
определение правовой природы тарифов (сборов) на услуги в области гражданской авиации (в том числе за аэронавигационное обслуживание) с учетом норм международного права;
установление правовых основ государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства;
устранение отдельных несоответствий нормам воздушного права и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях;
определение полномочий федеральных органов исполнительной власти в вопросах оказания услуг в области гражданской авиации (в том числе по аэронавигационному обслуживанию), ценообразования и государственного регулирования тарифов (сборов) на данные услуги.
Кроме того, законопроектом предусмотрено сохранение ряда действующих положений статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно:
установление федеральным органом исполнительной власти правил формирования и применения тарифов и сборов на услуги в области гражданской авиации, не подлежащие государственному ценовому регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;
установление перевозчиками платы за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты;
применение договорных цен для воздушных перевозок, осуществляемых в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушным чартером).
Необходимо отметить, что принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных средств.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" будет осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" подлежат изменению и дополнению следующие акты федерального законодательства:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (часть 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (часть 1), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576; N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301, N 23, ст. 2522, N 48, ст. 5032, N 50, ст. 5354; 2007, N16, ст. 1912, N 25, ст. 3039, N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597, N 17, ст. 1879, N 23, ст. 2719, N 38, ст. 4309, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142, N 3, ст. 378, N 6, ст. 738, N 9, ст. 1119).
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" подлежит принятию постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных средств.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" будет осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.