Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 398482-5 "О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) уточняет отдельные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере землепользования и против порядка управления.
В развитие КоАП РФ в более чем 80 субъектах Российской Федерации приняты законы, устанавливающие административную ответственность (в том числе Кодекс города Москвы об административных правонарушениях), в которых определены полномочия контролирующих органов субъектов Российской Федерации по привлечению виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере землепользования и против порядка управления.
По ряду позиций эти нормы дублируют федеральное законодательство ввиду отсутствия у контролирующих органов субъектов Российской Федерации полномочий по привлечению нарушителей к ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Часть изменений, предлагаемых в законопроекте, направлена на разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по привлечению к административной ответственности за нарушения в области землепользования.
В частности, предлагается предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный земельный контроль, право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 КоАП РФ, и привлекать виновных лиц к административной ответственности за самовольное занятие земель, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации и собственность на которые не разграничена, а также за использование указанных земель не по целевому назначению.
По мнению судей, нормы региональных законов, в том числе Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, по данным вопросам дублируют нормы федерального законодательства, поэтому постановления контролирующих органов субъектов Российской Федерации о привлечении виновных лиц к административной ответственности судами отменяются.
Ежегодно в Российской Федерации выявляется свыше 40 тыс. фактов самовольного занятия земель и использования их не по целевому назначению, в том числе более 2 тыс. в городе Москве. Около 70 процентов указанных правонарушений в городе Москве совершается на землях, которые находятся в городской собственности и собственность на которые не разграничена.
Другая часть изменений направлена на предоставление контролирующим органам субъектов Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с невыполнением их предписаний и других законных требований.
По своему содержанию такие статьи КоАП РФ, как 19.4 ("Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)"), 19.5 ("Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)"), 19.6 ("Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения"), 19.7 ("Непредставление сведений (информации)"), охватывают сферу деятельности не только федеральных контролирующих органов, но и контролирующих органов субъектов Российской Федерации.
Однако механизм применения указанных статей КоАП РФ контролирующими органами субъектов Российской Федерации, которым не предоставлено право составления протоколов по указанным административным правонарушениям, не определен.
В связи с этим предлагается распространить действие статей 19.4-19.7 КоАП РФ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль. Соответствующие изменения предлагается внести в часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ, определяющую полномочия соответствующих должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.4-19.7 КоАП РФ.
Правовым основанием для внесения указанных изменений является часть 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которой установлено, что лица, не исполняющие предписания органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Также вносятся изменения редакционного характера, устраняющие разночтения в наименовании контролирующих органов.
Принятие законопроекта позволит исключить дублирование норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, упорядочить работу органов исполнительной власти по привлечению виновных лиц к административной ответственности за правонарушения в области землепользования и против порядка управления.
Московская городская Дума |
|
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие данного проекта федерального закона потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года N 689 "О государственном земельном контроле".
Московская городская Дума |
|
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.21 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Московская городская Дума |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.