Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" предусматривает внесение в статью 104.1 "Конфискация имущества" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) изменения, устанавливающего возможность принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 174 УК, а также любых доходов от этого имущества.
Основными целями разработки данного законопроекта являются предупреждение и предотвращение совершения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (далее - легализация имущества), повышение эффективности борьбы с экономическими преступлениями в сфере легализации имущества.
Официальная статистическая информация свидетельствует о постоянном росте в Российской Федерации преступлений, связанных с легализацией имущества.
Согласно данным ГИАЦ МВД России, в 2006 году правоохранительными органами выявлено 8 тысяч преступлений, связанных с легализацией имущества, в 2007 году - более 9 тысяч преступлений, в 2008 году - около 8,5 тысячи указанных преступлений.
В 2009 году тенденция роста преступлений сохраняется. Так, за период с января по июнь 2009 года выявлено около 7 тысяч преступлений. Рост преступлений за данный период в 2009 году по сравнению с тем же периодом в 2008 году составляет 11%.
В сфере борьбы с легализацией доходов основной задачей государства является создание реальных препятствий для легализации преступно нажитого имущества посредством установления юридических мер ответственности за противоправное поведение в данной области.
Российской Федерацией ратифицирован ряд международных договоров в сфере борьбы с коррупцией, которые непосредственно рассматривают меры по конфискации имущества в качестве механизма борьбы с отмыванием преступных доходов (в том числе Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.).
Кроме того, Российской Федерацией подписан Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.), в соответствии со статьей 11 которого Стороны обязуются принимать нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить конфискацию преступных доходов, включая имущество, полученное в результате легализации (отмывания) преступных доходов, а также средств для финансирования терроризма.
В настоящее время статьей 104.1 УК установлено, что конфискация имущества производится в отношении имущества, полученного лицами в результате совершения преступлений, в число которых не входят преступления, связанные с легализацией имущества.
Легализация имущества совершается не только в целях придания видимости законности полученного имущества, но и в целях получения выгоды (вознаграждения) за совершение лицом действий по легализации имущества. Кроме того, в процессе легализации может быть получен дополнительный доход от использования легализованного имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства Российской Федерации к лицу, обвиняемому в совершении преступления, связанного с легализацией имущества, и получившему в результате данной преступной деятельности имущество (вознаграждение), не может быть применена конфискация имущества.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается закрепить норму о возможности конфискации имущества (вознаграждения), получаемого лицом в результате легализации имущества других лиц (статья 174 УК).
Включение статьи 174.1 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступлений" УК в перечень преступлений, предусмотренный статье 104.1 УК, представляется излишним, поскольку в статье 174.1 УК речь идет об отмывании денег самим преступником. В этом случае конфискация как самого имущества, полученного в результате совершения "основного" (предикатного) преступления, так и доходов, полученных от отмывания, уже предусмотрена статьей 104.1 УК, согласно подпункту "г" пункта 1 которой подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
Кроме того, необходимо учитывать, что основной целью разработки законопроекта является необходимость конфискации дополнительного дохода (вознаграждения), которое получает лицо при легализации имущества, приобретенного другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ). При совершении преступления, предусмотренного статьей 174.1 УК РФ, подобный дополнительный доход отсутствует, поскольку самим обвиняемым осуществляется легализация имущества, приобретенного в результате совершения им предикатного преступления.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.