Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 397497-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Федеральный закон от 6 июня 2007 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" предусматривает законодательные новеллы, предоставившие дознавателям полномочия самостоятельного возбуждения уголовного дела о преступлениях, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, и проведения по нему дознания в полном объеме независимо от того, установлено ли на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление.
Этим законом увеличены сроки расследования уголовного дела в форме дознания с 20-ти до 30-ти суток с возможностью его продления прокурором еще на один месяц. Дальнейшее продление сроков дознания возможно в необходимых случаях, связанных с производством судебных экспертиз, исполнением запроса о правовой помощи, установлением личности подозреваемого.
Так, в необходимых случаях, в том числе и в связи с производством экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6-ти месяцев. Это продление осуществляется прокурорами района, города или их заместителями до 6-ти месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ).
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи на территории иностранного государства, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12-ти месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК РФ).
Дознаватели таможенных органов обладают этими процессуальными полномочиями при расследовании уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ "Контрабанда" и ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица".
Однако в правоприменительной практике возникают сложности при реализации дознавателями своих процессуальных полномочий. Это связано с тем, что некоторые нормы УПК РФ в определённой части содержат взаимоисключающие положения и не учитывают реальную возможность выполнения дознавателем содержащихся в них требований.
Так, положения ст.ст. 223.1 и 210 УПК РФ создают серьёзные проблемы при принятии дознавателями решений о розыске подозреваемых.
Последнее обусловлено тем, что в момент возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ, лица, совершившие эти преступления, в большинстве случаев еще не установлены органом дознания, а к моменту получения достаточных данных, дающих основания подозревать конкретных лиц в совершении преступлений, эти лица скрылись и место их нахождения неизвестно.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 223.1, по уголовному делу, возбужденному по факту совершения преступления, лицо приобретает статус подозреваемого только после вручения ему уведомления о подозрении. При этом ст. 210 устанавливает, что постановление о розыске может быть вынесено только в отношении подозреваемого или обвиняемого.
Нормы УПК РФ не содержат положений о том, каким образом следует действовать дознавателю, установившему лицо, подозреваемое в совершении преступления, уже после возбуждения уголовного дела, если это лицо скрывается от дознания и место его нахождения неизвестно.
В таком случае отсутствуют юридические основания для объявления его в розыск без вручения уведомления о подозрении, что является невозможным, в силу указанных выше причин.
Глава 32 УПК РФ не предусматривает нормы, касающейся полномочий дознавателя по объявлению в розыск лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, дающие основания для его привлечения в качестве обвиняемого.
Статьей 224 УПК РФ предусматривается порядок предъявления на стадии дознания обвинения лицу, подозреваемому в совершении преступления, однако такое процессуальное полномочие дознавателя касается лишь подозреваемых, в отношении которых ранее уже была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В свою очередь, норма ч. 5 ст. 108 УПК РФ обуславливает принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствии обвиняемого только в случаях объявления обвиняемого в международный розыск.
Данная правовая коллизия может быть решена путем, включения в ст. 223.1 УПК РФ дополнительного пункта, в котором необходимо предусмотреть норму о том, что при наличии достаточных доказательств, дающих основание для обвинения лица в совершении преступления в случаях, когда место нахождения этого лица неизвестно, дознаватель правомочен выносить постановление о привлечении такого лица в качестве обвиняемого и постановление об объявлении последнего в розыск.
Соответствующие дополнения необходимо внести и в статьи 171, 172, 173, 174, 175, 210 УПК РФ, предусматривающих порядок привлечения в качестве обвиняемого, порядок предъявления изменения и дополнения обвинения, допроса обвиняемого, объявление в розыск подозреваемого и обвиняемого.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.