Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 394586-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия"
Досье на проект федерального закона
В 2006 году Президентом Российской Федерации было принято решение об участии Российской Федерации в программах приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП). По правилам реализации ЕИСП, определенным Регламентами ЕС, для участия в программах приграничного сотрудничества в рамках ЕИСП страна - партнер должна заключить соглашение с Комиссией Европейских сообществ о финансировании и реализации по каждой из программ.
Общей целью учрежденного Регламентом (ЕС) N 1638/2006 от 24 октября 2006 г. Европейского инструмента соседства и партнерства является поддержка расширенного сотрудничества и прогрессивной экономической интеграции между Европейским Союзом и соседними странами. Реализация программы приграничного сотрудничества в рамках ЕИСП "Карелия" (далее - Программа) направлена на решение общих проблем приграничных территорий государств - членов ЕС и Российской Федерации. Действие механизма ЕИСП запланировано на период до 2013 года.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N Пр-550, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1546-р 18 ноября 2009 г. в г. Стокгольме (Швеция) в рамках встречи на высшем уровне (саммита) Россия - Европейский союз подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия".
Соглашение определяет основы взаимоотношений России и Евросоюза в рамках реализации Программы, в частности:
- размер финансовых взносов Сторон Соглашения, порядок осуществления финансового взноса Российской Федерации;
- основные условия реализации Программы, в том числе правила реализации проектов, налогообложения деятельности, осуществляемой в рамках Программы;
- порядок осуществления контроля за расходованием средств Программы.
Российская Федерация участвует в Программе в качестве Страны - партнера. С российской стороны в программе приграничного сотрудничества "Карелия" участвует Республика Карелия, а также г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская и Архангельская области.
Поскольку Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" оно потребует ратификации.
Изъятия из законодательства Российской Федерации, предусмотренные Соглашением, касаются освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей в целях реализации Программы.
Кроме того, Соглашением предусмотрено, что в рамках реализации Соглашения порядок проведения конкурсных процедур и заключения контрактов регулируется Регламентами Евросоюза, определяющими правила реализации ЕИСП, и Правилами PRAG (Практическое руководство по осуществлению контрактных процедур в рамках внешнего содействия Европейского Союза).
При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления при осуществлении закупок на территории Российской Федерации будут руководствоваться законодательством Российской Федерации, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Также следует отметить, что реализация Соглашения, в частности положений, касающихся освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, потребует нормативно-правового закрепления механизма подтверждения ввоза и использования соответствующих товаров в целях выполнения контрактов.
Соглашением предусмотрено наличие двух приложений к нему, не являющихся при этом неотъемлемой частью Соглашения, что обусловлено следующим.
Поскольку Программный документ, являющийся Приложением I к Соглашению, не является нормативным правовым актом, содержит оценочные категории, он не может стать частью правовой системы Российской Федерации после ратификации Соглашения.
Необходимость Приложения II, содержащего обязательства совместного управляющего органа выполнять обязательства, предусмотренные Соглашением, вызвана тем, что совместный управляющий орган, осуществляя общее управление Программой, координацию ее реализации, не является при этом субъектом международного права и не может быть Стороной международного договора.
Статьей 11 Соглашения определен порядок осуществления контроля и проверок реализации Программы на территории Российской Федерации и территории государств-членов ЕС. Согласно указанной статье Российская Сторона вправе запрашивать участия представителей уполномоченных органов Российской Федерации в осуществлении контроля и проверок, проводимых контрольными органами ЕС на территории государств-членов ЕС на основе договоренностей с государствами - членами ЕС.
Соответствующее подтверждение от Финляндской Республики (Министерства занятости и экономического развития) получено.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия"
Финансовый взнос Российской Федерации в бюджет программы приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства "Карелия" (далее - Программа) осуществляется за счет средств федерального бюджета и составляет 11,6015 млн. евро на период 2010 - 2013 годы. Ассигнования по уплате взноса Российской Федерации на цели финансирования Программы в 2010 году предусмотрены Минфину России в Федеральном законе от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов". Расходы по выплате взноса в 2011 - 2013 годах будут предусматриваться Минфином России при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий период.
Перечисление средств финансового взноса Российской Федерации будет осуществляться посредством привлечения в качестве финансового агента Европейского банка реконструкции и развития на условиях и в порядке, определяемых в соглашении между Российской Федерацией (Минфином России) и Банком.
Также следует отметить, что реализация положений Соглашения, предусматривающих освобождение товаров, работ и услуг от таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей в целях реализации Программы, приведет к возникновению определенной доли выпадающих доходов из средств федерального бюджета.
При этом следует учитывать, что одним из возможных полезных эффектов реализации проектов в рамках Программы (в зависимости от характера проектов) будут налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, определить количественный показатель соотношения доли выпадающих доходов и налоговых поступлений, обусловленных реализацией проектов, на данном этапе до начала реализации проектов не представляется возможным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.