Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 406048-5 "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 323-ФЗ "О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в 2009 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из налогооблагаемой базы исключены средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Однако срок действия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - до 1 января 2012 года. В то же время средства соответствующих бюджетов могут выделяться осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям и позже указанного срока на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в случае наличия в них помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В связи с этим законопроектом предлагается не ограничивать Законом N 185-ФЗ срок действия предоставляемых налоговых льгот.
В соответствии со ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, находящиеся на общем режиме налогообложения, учитывают при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим.
При этом при налогообложении организаций по управлению многоквартирными домами в качестве дохода указанных организаций учитываются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на софинансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В то же время при перечислении данным организациям указанных средств расходы на уплату налогов не предусматриваются. В связи с этим уплата налогов ложится на управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, что может привести к банкротству указанных организаций.
В целях обеспечения сохранности жилищного фонда и реформирования жилищно-коммунального хозяйства законопроектом предлагается из налогооблагаемой базы исключить средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 14 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитывающимся при определении налоговой базы, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпунктом 1 пункта 2 статьи 14" следует читать "подпунктом 1 пункта 2 статьи 251"
Статьей 324 НК РФ установлен порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств, который не применим для формирования резерва на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется не только на членов ТСЖ, ЖК и ЖСК, в случае их создания в соответствующем доме, а на всех собственников помещений в этом доме и решение о плате на проведение капитального ремонта многоквартирного дома принимается общим собранием собственников.
В связи с изложенным, а также в связи с тем, что Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, законопроектом предлагается членские взносы ТСЖ, ЖК и ЖСК на формирование резерва на проведение капитального ремонта исключить из подпункта 1 пункта 2 статьи 14 НК РФ.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения или принятия законов и других нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" по Республике Татарстан
В Республике Татарстан средства собственников помещений многоквартирных домов, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах, на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе на формирование резерва на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме" на 2010 год планируются в размере 1 644,5 млн. рублей, с учетом стоимости капитального ремонта в размере утвержденного федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения в размере 5 рублей на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
Так как сумма налога по налогу на прибыль организаций, зачисляемая в бюджет Республики Татарстан, исчисляется по налоговой ставке 18%, то максимально возможное уменьшение доходной части бюджета Республики Татарстан (при условии, что все управляющие организации, на чьи счета будут поступать указанные средства, находятся на общей системе налогообложения) составит 296 млн. рублей.
Однако учитывая, что большинство организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, - товарищества собственников жилья и управляющие организации применяют упрощенную схему налогообложения, данная сумма будет значительно меньше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.