Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов" (далее - законопроект) разработан Минэнерго России в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 N 2063-р об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год и с учетом поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 11 января 2010 г. N ИС-П9-3пр, пункт 10).
В рамках рабочей группы (приказ Минэнерго России от 17 августа 2009 г. N 369 "Об образовании рабочей группы") законопроект был доработан с учетом замечаний и предложений ОАО "АК "Транснефть", ОАО "АК "Транснефтепродукт", ОАО "Газпром" и ОАО "Сибур Холдинг".
Специфика строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов связана с наличием источника опасности аварий и чрезвычайных ситуаций, с возможностью гибели людей, нанесения ущерба имуществу и загрязнением окружающей среды при выбросе жидких и газообразных углеводородов. Для обеспечения безопасности магистральных трубопроводов необходимо учитывать различные факторы риска, связанные как с техническим состоянием его объектов, так и с такими обстоятельствами как:
прохождения магистрального трубопровода вблизи населенных пунктов и природных объектов, подверженных экологическому загрязнению;
внешних антропогенных (например, несанкционированные врезки в магистральный трубопровод) и природных (землетрясения, оползни) воздействий на магистральные трубопроводы.
В связи с этим целью законопроекта является:
защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
обеспечение энергетической эффективности.
При разработке законопроекта учитывались положения законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности.
В качестве базовых нормативных технических документов при разработке законопроекта были использованы:
международные стандарты и стандарты зарубежных стран: ISO 13623:2000 "Промышленность нефтяная и газовая. Системы транспортирования по трубопроводам", CAN3-Z183-M86 "Системы нефтегазопроводов", ASME B31.8-2003 "Системы трубопроводов газопровода и газораспределения" и другие;
СНиП 2.05.06.-85* "Магистральные трубопроводы";
СНиП III-42-80 "Магистральные трубопроводы";
СП 34-116-97 "Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов";
РД 03-616-03 "Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов".
Объектом технического регулирования в законопроекте является магистральный трубопровод.
Законопроект устанавливает:
требования к магистральным трубопроводам на всех этапах его жизненного цикла, как к единому производственно-технологическому комплексу, включающего в себя линейную часть и иные объекты, предназначенные для обеспечения транспортировки, хранения и (или) перевалки на другой вид транспорта, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, конденсат газовый, широкую фракцию легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области технического регулирования;
правила идентификации магистрального трубопровода для целей применения настоящего законопроекта;
правила и формы оценки соответствия магистрального трубопровода требованиям настоящего законопроекта.
Законопроектом предусмотрено установление границ охранных зон вокруг объектов магистрального трубопровода в целях обеспечения безопасности магистральных трубопроводов, а также минимальных расстояний - минимально допустимого расположения магистрального трубопровода до объектов, зданий, строений и сооружений, устанавливаемое в целях обеспечения их взрывобезопасности и пожарной безопасности.
В этой связи требования законопроекта об установлении вокруг магистрального трубопровода (его объектов) охранных зон, а также минимальных расстояний от зданий, строений и сооружений до магистральных трубопроводов является элементом такой защиты. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в своем заключении (письмо от 27.02.06 N 01-12/46) указал, что границы охранных зон и их правовой режим могут быть установлены в техническом регламенте в форме федерального закона. Нормы земельного законодательства (в частности, статья 90 "Земли транспорта") говорит, что границы охранных зон объектов газоснабжения могут быть установлены в стандартах, сводах правилах и других нормативных документах.
Технический регламент является нормативным документом технического регулирования, устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а стандарты и своды правил являются частью системы технического регулирования.
Оценка соответствия магистрального трубопровода требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в формах:
при проектировании магистрального трубопровода - государственной экспертизы проектной документации, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
при завершении строительства либо реконструкции, а также при расконсервации магистрального трубопровода - приемки магистрального трубопровода.
при строительстве, реконструкции, эксплуатации (в том числе капитального ремонта), консервации, утилизации магистрального трубопровода - государственного контроля (надзора).
Применение иных не предусмотренных настоящей статьей форм оценки соответствия магистрального трубопровода требованиям технических регламентов не допускается.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований предусмотренных законопроектом будет осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Законопроект имеет ключевое значение для повышения эффективности государственного нормативного технического регулирования в области безопасности магистральных трубопроводов и приведения практики правоотношений в данной сфере в соответствие с международным законодательством.
Реализация законопроекта будет осуществлена в рамках действующей структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. N 724 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов"
Реализация норм, предлагаемых проектом федерального закона "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов" проекта будет осуществлена в рамках действующей структуры федеральных органов власти, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов"
В случае принятия Федерального закона "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов" (далее - законопроект) потребуется внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс).
В целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения возникновения аварий, инцидентов и чрезвычайных ситуаций вокруг магистральных трубопроводов законопроектом устанавливаются границы охранных зон, а также определяется их правовой режим.
С целью реализации установленных в законопроекте границ охранных зон и их правового режима необходимо внесение соответствующих изменений в статью 1 и статью 90 Кодекса.
Необходимо отметить, что в настоящее время статья 90 Кодекса раскрывает порядок установления границ охранных зон только в отношении объектов системы газоснабжения
Срок подготовки проекта постановления - за 6 месяцев до дня вступления в силу законопроекта.
Головной исполнитель - Министерство энергетики Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу иных федеральных законов в связи с принятием законопроекта, не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.