Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами"
Настоящий Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами в целях обеспечения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, безопасных и комфортных условий проживания граждан в таких домах.
Проектом закона предполагается решить следующие проблемы, выявившиеся в процессе пятилетней практики применения нового Жилищного Кодекса РФ:
Более четко прописать способ доведения решения общего собрания собственников дома до сведения всех заинтересованных лиц. Сегодня этот механизм отсутствует и, соответственно, собственники могут не знать о принятых решениях и лишены возможности их обжалования.
Установить, что при создании ТСЖ во вновь строящемся доме застройщик не имеет права участвовать в голосовании собственников дома.
Установить обязанность органов местного самоуправления предоставлять собственникам многоквартирного дома информацию, необходимую для проведения общего собрания.
Предоставить право собственникам отдельно расположенного дома выйти из состава объединенного ТСЖ во внесудебном порядке, путем принятия решения общего собрания.
Предоставить право собственникам ТСЖ принимать необходимые для них решения путем заочного голосования вне зависимости от текста Устава ТСЖ (сегодня заочное голосование возможно лишь при наличии соответствующей записи в Уставе, что в условиях низкой явки на собрания может повлечь за собой несменяемость и неподотчетность руководства ТСЖ, создает почву для злоупотреблений и ставит собственников жилья в ТСЖ в дискриминационное положение по сравнению с собственниками жилья в домах иных форм управления).
Предоставить право собственникам многоквартирных жилых домов, принявших формы управления ТСЖ или Управляющей компании, право самостоятельно принимать решение - заключать прямые договора на поставку энергоресурсов (воды, теплоэнергии, электроэнергии и т.д.) от ресурсоснабжающих организаций, или наделить ТСЖ и УК посредническими функциями.
Предоставить Правительству России право определять принципы формирования платы за найм в целях обеспечения единства подходов и недопущения злоупотреблений на местах.
Предоставить право собственникам многоквартирных домов, принявших решение о заключении договора с управляющей организацией, наделить одного из собственников полномочиями для заключения общего договора с управляющей организацией, так как предметом договора является управление общим имуществом дома.
Обязать управляющие организации ежемесячно доводить до сведения собственников информацию о наличии задолженности управляющей организации перед поставщиками коммунальных услуг.
Установить процедуру расторжения договора между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией, предусматривающую обязанность сторон произвести встречные расчеты и обязанность управляющей организации в месячный срок передать техническую документацию на дом уполномоченному лицу.
Определить минимальный перечень вопросов, по которым управляющая организация должна отчитываться перед собственниками многоквартирного дома.
Установить обязательную отчетность председателей ТСЖ перед собственниками многоквартирных домов и сроки этой отчетности, а также их право обращаться без доверенности в суды по взысканию задолженности с неплательщиков.
Установить обязательную процедуру согласования застройки придомовых территорий с собственниками примыкающих к ним многоквартирных домов, в том числе посредством обязательного межевания земельных участков по требованию собственников соответствующих домов. При этом действие разрешения на строительство на период проведения данных работ приостанавливается.
Установить обязанность органов местного самоуправления в сокращенный - 15-дневный срок - рассматривать обращения председателей ТСЖ, уполномоченных домами с Непосредственным управлением и руководителей территориального общественного самоуправления по вопросам благоустройства внутриквартальных территорий. При этом данные обращения должны рассматриваться с участием заявителя.
Ввести норму о праве управляющих организаций создавать СРО.
Установить административную ответственность за нарушение порядка и правил: проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признания жилого помещения непригодным для проживания; перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; согласования переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения.
Установить административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией, председателя ТСЖ, уполномоченного собственниками многоквартирного дома при иных формах управления обязанности передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с такими объектами документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников.
Ввести административную ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями, а также ТСЖ, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о деятельности управляющих организаций и форм ее предоставления, включая сроки и периодичность предоставления информации управляющими.
Внести изменения в постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", изъяв из текста постановления ссылку на передачу в собственность органов местного самоуправления любых нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, так как такая норма влечет за собой массовое изъятие у собственников домов подвальных и иных помещений, где расположены инженерные сети.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами"
Настоящий Федеральный закон не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального и иных бюджетов.
Перечень нормативных правовых актов, в которые потребуется внести изменения при принятии федерального закона "О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами"
Принятие данного федерального закона повлечет за собой необходимость внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.