Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 413880-5 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Особое внимание данному вопросу уделяется Президентом Российской Федерации, который неоднократно указывал на необходимость активизации работы по стимулированию инноваций, в том числе в своих посланиях Федеральному Собранию.
В такой ситуации создание эффективных, реально работающих механизмов стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок приобретает особое значение.
В качестве одного из шагов по налоговому стимулированию научно-исследовательской деятельности с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на НИОКР. Такая возможность предоставляется налогоплательщикам в отношении расходов на работы, темы которых включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень.
Несмотря на то, что введение данной нормы само по себе является действенным рычагом налогового стимулирования соответствующих видов расходов, ее применение затрудняется отсутствием эффективных механизмов налогового администрирования. На практике, при заключении и исполнении договоров на проведение НИОКР у налогоплательщиков и налоговых органов могут возникать различные точки зрения по вопросу о том, соответствует ли наименование и, тем более, содержание работы установленному перечню.
В отсутствие формализованной процедуры установления такого соответствия практическое применение стимулирующей меры без возникновения налоговых споров и дополнительной нагрузки как на участников налоговых правоотношений, так и на судебную систему, становится невозможным. При этом надо понимать, что уникальность проводимых исследований и их научная новизна в случае возникновения споров будут требовать проведения экспертизы силами специалистов в тех или иных областях, что дополнительно усложнит и удорожает процесс доказывания для всех сторон спора.
Необходимость решения данной проблемы подтверждается пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в июне-декабре 2009 года (N Пр-22 от 04.01.2010).
В целях повышения эффективности налогового администрирования в данной области предлагается исключить возможность применения налоговыми органами и налогоплательщиками оценочных категорий при определении обоснованности применения коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР и установить непосредственно в Налоговом кодексе РФ порядок подтверждения таких расходов.
Законопроект носит уточняющий характер и не требует каких-либо затрат бюджетной системы.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" носит уточняющий характер, направлен на повышение эффективности налогового администрирования, не изменяет величины налоговых обязательств, а его принятие не потребует материальных затрат, в том числе за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.