Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 416106-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - законопроект) подготовлен Минобрнауки России.
Законопроектом вносится изменение в пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому по отдельным специальностям научных работников технической и естественных отраслей наук срок обучения в аспирантуре по очной форме может составлять четыре года, а по заочной форме - пять лет.
Указанная норма в соответствии с законопроектом распространяется на лиц, обучающихся по специальностям, перечисленным в перечне специальностей научных работников.
Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены (далее - перечень), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, при котором в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" создается Высшая аттестационная комиссия.
При формировании перечня учитываются наиболее востребованные экономикой страны технические и естественнонаучные специальности в соответствии с критическими технологиями Российской Федерации, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации (в настоящее время перечень критических технологий Российской Федерации утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. N Пр-842).
Кроме этого, предлагается осуществлять выбор специальностей исходя из следующих основных принципов:
специальности, связанные в основном с экспериментальной деятельностью, результаты исследований по которым имеют широкий спектр применения, в частности, для создания и применения критических технологий (например, физика плазмы, лазерная физика, биотехнологии и другие);
специальности, связанные с разработкой и созданием приборов, установок, систем, необходимых для создания и развития критических технологий и внедрения их в производство высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг).
Примерный перечень специальностей прилагается.
В настоящее время срок обучения в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций не может превышать три года в очной форме и четыре года в заочной форме.
Увеличение срока обучения в аспирантуре на один год по отдельным специальностям технической и естественных отраслей наук позволит повысить эффективность подготовки аспирантов и качество диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям. Кроме этого, увеличение сроков обучения повысит эффективность аспирантуры в целом, поскольку около 36% от фактического выпуска аспирантов приходится на специальности технической и естественных отраслей наук.
Анализ статистических данных на 2009 год, характеризующих результативность аспирантуры, показывает, что эффективность выпуска аспирантов, то есть окончание аспирантуры с защитой диссертации по специальностям технической и естественных отраслей наук, как правило ниже, чем по специальностям гуманитарного профиля и составляет не более 25%.
Более низкий процент защит диссертаций аспирантами по указанным специальностям в пределах нормативно установленных сроков обучения объясняется существенными различиями в содержании и трудоемкости диссертационных исследований по специальностям технической, естественных и гуманитарных отраслей наук, а также объективными причинами, связанными с современными подходами к организации научных исследований.
Так, по специальностям технической и естественных отраслей наук требуется обязательное экспериментальное подтверждение достоверности полученных результатов. Нередко для проведения эксперимента необходимо не только наличие дорогостоящего оборудования, но также разработка и создание эксклюзивного экспериментального оборудования самим исследователем.
Кроме этого, результаты диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям, должны быть, как правило, апробированы и внедрены в производственную практику, что также требует увеличения сроков обучения в аспирантуре. При невозможности провести эксперимент в нормативно установленный срок обучения перспективное диссертационное исследование нередко теряется.
Анализ статистических данных (форма государственной статистической отчетности N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры") показывает, что число лиц, поступивших в 2004 году в очную аспирантуру и защитивших диссертацию в срок (в 2007 году), составляет 19%.
Вместе с тем число выпускников аспирантуры 2007 года, защитивших диссертацию через год после окончания аспирантуры (в 2008 году), составляет уже 26%, то есть количество защитивших диссертацию увеличивается примерно в 1,4 раза.
Таким образом, увеличение на год срока обучения в аспирантуре по востребованным экономикой страны техническим и естественно - научным специальностям существенно повысит эффективность ее работы, обеспечит более качественную, полноценную подготовку научных работников.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее- законопроект) вносится изменение, согласно которому срок обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественнонаучных отраслей наук может составлять четыре года по очной и пять лет по заочной форме.
При увеличении срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественнонаучных отраслей наук дополнительные ассигнования потребуются для четвертого года очного обучения и пятого года заочного обучения аспирантов, а также выплаты стипендии в каникулярное время.
В соответствии с пунктом 11 статьи 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" помимо стипендий каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, в том числе обучающемуся по заочной форме, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий для приобретения научной литературы 1500 руб. х 2 = 3000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций" с 1 января 2006 г. для аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций установлена стипендия в размере 1500 рублей.
Расчет требующихся дополнительных ассигнований произведен на основе имеющихся данных по количеству аспирантов (адъюнктов), поступивших в аспирантуру (адъюнктуру) в 2009 году на очную форму обучения и продолжающих обучение по наиболее востребованным экономикой отдельным специальностям научных работников технических и естественнонаучных отраслей наук.
По данным федеральных органов исполнительной власти и других распорядителей средств федерального бюджета на конец 2009 года количество аспирантов очной формы обучения составляет около 5000 человек, а количество аспирантов, заочной формы обучения на конец 2009 года составляет около 1000 человек.
Таким образом, объем финансовых затрат на стипендиальное обеспечение аспирантов на один год и на ежегодное пособие для приобретения ими научной литературы составит 108 000 тыс. рублей.
Форма обучения, год приема |
Количество аспирантов (адъюнктов) по наиболее востребованным экономикой отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук на конец 2009 года (чел.) |
Размер стипендии (тыс. руб. в месяц) |
Срок обучения (месяцев) |
Годовой размер пособия для приобретения научной литературы (тыс. руб.) |
Общий размер выплат обучающимся по наиболее востребованным экономикой отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 2 х (3 х 4 + 5) |
Очная форма обучения |
5000 |
1,5 |
12 |
3 |
105 000 |
Заочная форма обучения |
1000 |
|
12 |
3 |
3 000 |
|
|
|
ИТОГО |
X |
108 000 |
Необходимо отметить, что указанные объемы дополнительного финансирования могут изменяться, в том числе в сторону уменьшения, так как согласно статистическим данным за последние несколько лет доля аспирантов, выбывающих до окончания срока обучения без представления диссертации, составляет до 30% от приема. Кроме этого в соответствии с потребностями экономики страны перечень отдельных специальностей научных работников технических и естественнонаучных отраслей наук может уточняться и изменяться и соответственно будет уточняться и изменяться количество аспирантов.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, другим получателям средств федерального бюджета в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение деятельности в установленной сфере ведения, за счет перераспределения средств стипендиального фонда.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.