Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 416039-5 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года"
Досье на проект федерального закона
В условиях глобализации мировой экономики, сопровождающейся объединением мировых рынков торговли и установлением общих правил торговли, таможенное регулирование оказывает существенное влияние на процессы международной торговли. С учетом предстоящего присоединения Российской Федерации к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, а также иным соглашениям, принятым в рамках Всемирной торговой организации, которые содержат основополагающие принципы осуществления таможенных формальностей в странах-членах Всемирной торговой организации, актуальной становится унификация российского законодательства с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования.
Присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года (далее-Конвенция) - назревшая задача. Следует иметь в виду, что большинство стран -торговых партнеров России участвуют в Конвенции в редакции 1973 года и поэтому многие положения Конвенции уже вошли в их национальное законодательство и торговую политику.
В рамках Всемирной торговой организации осуществляются переговоры об упрощении процедур торговли, касающиеся применения ряда статей ГАТТ 1994 (статья 5 "Свобода транзита", статья 8 "Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом" и статья 10 "Публикация и применение торговых законов и нормативных актов").
Разрабатываемые соглашения по этому направлению существенно упростят таможенные формальности, ускорят переход на использование электронных документов, на автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем "единого окна".
Таможенное законодательство Российской Федерации должно базироваться на принципах регулирования внешнеторговых отношений, принятых Всемирной торговой организации, механизмах таможенного регулирования Всемирной таможенной организации, и в первую очередь на положениях Конвенции, к которой присоединилось более 50 государств.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и статьей 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" присоединение Российской Федерации к Конвенции должно осуществляться в форме федерального закона, поскольку исполнение Конвенции требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также Конвенцией устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции объем обязательств Российской Федерации при присоединении к ней ограничен рамками Генерального приложения к Конвенции.
Генеральное приложение определяет:
- принципы определения таможенного контроля, основанные на применении системы анализа и управления рисками, позволяющие обеспечить надежность таможенного контроля с минимальными затратами государственных ресурсов, не создавая при этом излишних препятствий для перемещения товаров через таможенную границу;
- использование таможенного аудита в системе мер таможенного контроля, то есть разрешение использования товаров на территории страны ввоза с переносом осуществления основных контрольных мероприятий на последующий этап, что позволяет упрощать и ускорять проведение таможенных формальностей;
- осуществление таможенной службой активного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности с целью учета при осуществлении своей деятельности потребностей торговых и транспортных организаций, поиска и внедрения наиболее эффективных методов работы;
применение упрощенных таможенных процедур в отношении определенного круга лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям;
- принципы начисления, взимания и уплаты таможенных пошлин, налогов;
- применение соответствующих международным стандартам информационных технологий в целях обеспечения таможенных операций;
- процедуру обжалования решений и бездействия таможенной службы.
В целях унификации положений законодательства Российской Федерации с положениями Конвенции необходимо внести изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс). Эти изменения затронут основные понятия, используемые в Кодексе. В частности, исключению подлежат понятия "таможенный режим", "таможенное оформление", заменяемые соответственно понятием "очистка". Потребуется уточнение содержания ряда таможенных процедур. Это повлечет за собой необходимость переработки как всего текста Кодекса, так и внесение изменений в иные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере таможенного дела.
В соответствии с положениями Конвенции для каждой договаривающейся стороны предусмотрен переходный период (три года), в течение которого необходимо внести изменения в национальное законодательство в соответствии с нормами Конвенции.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур"
Присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года"
В случае принятия Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" потребуется переработка Таможенного кодекса Российской Федерации, а также внесение изменений в следующие федеральные законы:
1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении";
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ;
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 года N117-ФЗ;
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
6. Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
7. Федеральный закон от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области";
8. Федеральный закон от 22 июля 2005 года N116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
9. Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
10. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
11. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров";
12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
13. Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
14. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
15. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе";
16. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.