Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 426665-5 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подготовлен с целью приведения в соответствие отдельных норм закона Конституции Российской Федерации.
Положения, содержащиеся в пункте 4 статьи 28 закона об избрании председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, - не соответствуют разграничению полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 71 - 73), в рамках которого формирование государственных органов субъектов Российской Федерации не отнесено к полномочиям Российской Федерации. В соответствие с пунктом 1 статьи 21 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, тогда как согласно пункту 1 статьи 23 закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации отнесена к числу государственных органов субъекта Российской Федерации. Согласно же части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. По сути, при назначении председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации вводится своеобразный порядок согласования назначения на должность руководителя регионального звена выстраиваемой единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Однако в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" такого рода согласование предусмотрено исключительно для назначения отдельных руководителей органов исполнительной власти. Избирательные комиссии в Российской Федерации не относятся к органам исполнительной власти. Субординационные связи в отношениях между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации возможны только в период проведения выборов в федеральные органы государственной власти, когда на избирательные комиссии субъектов Федерации возлагаются соответствующие полномочия. Именно на федеральных выборах проявляется сотрудничество федеральных и региональных властей. Существующий порядок назначения председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации полностью противоречит принципам федеративного устройства России.
Особую актуальность данный вопрос приобретает в связи с организацией и подготовкой предстоящих выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Предлагается изменить пункт 4 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Слова "по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" - исключить.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 4 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.